Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Применение логических опорных конспектов.

Использование логических опорных конспектов (ЛOK) является традиционным для школьной географии. Возможность их использования была рассмотрена еще Н. Н. Баранским. Вместе с тем, в практической работе учителями ЛOK обычно не применялись. В последние годы благодаря усилиям новаторов-учителей и методистов ЛOK стали применяться определенными системами не только в виде отдельных уроков, но и крупных тем и даже целых курсов (М. С. Винокур, Т. М. Бенькович, А. В. Шатных, М. С. Смирнова и др.).

Основная дидактическая идея технологии ЛOK — применение опорных знаний (опоры), которые используются в виде отдельных слов, рисунков, графиков, схем и др.

В настоящее время в преподавании географии ЛOK применяются в качестве опор словесных, графических и картографических и играют особую роль в формировании географического мышления. Логические опорные конспекты (ЛOK) представляют собой логическое сочетание схем, графиков, рисунков и отдельных слов, позволяющее учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить причинно-следственные связи и логику между смысловыми частями учебного материала. ЛОК позволяют учителю проводить многократную индивидуальную проверку знаний, что приводит к успешному усвоению знаний.

Воспроизведение ЛOK в тетрадях учащихся обуславливает активное зрительное восприятие и развивает различные виды их памяти.

При подготовке уроков с использованием ЛOK следует учитывать определенную последовательность соблюдения условий:

  • определять цели урока в качестве планируемых результатов, которые будут получены и проверены в конце урока;
  • разделить изучаемый материал на смысловые блоки;
  • разработать системы обозначений (схем, рисунков, графиков и т.п.);
  • изобразить содержание смысла всех блоков в виде опор (опорных знаний — сигналов) — в форме логического опорного конспекта.

В качестве примера рассмотрим разделение изучаемого материала на смысловые блоки и построение ЛОК по теме «Озера» в курсе географии VI класса.

1. Понятие «Озеро».

2. Происхождение озерных котловин.

Этот блок целесообразно разделить на смысловые единицы: озера тектонические (сбросовые — Байкал, Танганьика), остаточные (Каспийское), ледниково-тектонические, запрудные, вулканические, озера — старицы, лиманные.

3. Озера сточные и бессточные. Вода в озере.

4. Значение озер.

Затем разрабатываем условные обозначения опорных знаний в смысловых блоках и изображаем в логической последовательности ЛОК по теме «Озера».

На первом уроке с применением ЛОК целесообразно смысловые блоки определять учителем совместно с учениками во время беседы. На последующих уроках смысловые блоки и смысловые единицы устанавливаются учащимися самостоятельно после прочтения учебного материала. В качестве домашнего задания учащиеся должны повторить основные смысловые единицы и блоки с помощью ЛОК. На основе работы с картой учащиеся заполняют пропуски примеров и вносят дополнения и изменения в свои ЛОК. Проверка знаний осуществляется также путем применения ЛOK. Эта работа может проводиться попарно, когда учащиеся спрашивают и оценивают друг друга.

Другим видом проверки знаний может быть выполнение учащимися (двумя, тремя) ЛОК на классной доске, а также географические диктанты и работа с карточками.

В старших классах применение ЛОК имеет существенные отличия. Некоторыми методистами рекомендуется применять ЛОК совместно с чтением лекций. Например, А. В. Шатных (1996) рекомендует применять ЛОК в лекционно-семинарской системе обучения экономической и социальной географии в X классе. В этом случае учитель читает лекцию и демонстрирует учебный материал в виде ЛОК на пленке кодоскопа или большом листе, вывешиваемом на доске.

Практика использования ЛОК показала необходимость соблюдения определенных требований к их составлению.

Лаконичность. ЛОК должен быть минимальным, содержащим не более 180-200 знаков (для VI и VII классов): много знаков учащиеся не смогут запомнить.

ЛОК должны отличаться логической структурой расположения смысловых блоков и смысловых единиц.

Акцентирование основного смысла или идеи ЛОК с помощью более заметных обозначений.

При создании ЛОК целесообразно использовать уже знакомые учащимся условные знаки карт, различные символы и т.п.

ЛОК должны выражать основные понятия и закономерности, освещенные в учебнике, а также карт школьных атласов и других средств обучения.

Д. Финаров



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Недорогие детские ковры в большом ассортименте с доставкой по России.
Электромагнитное излучение смотрите на сайте.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ритуальный венок из искусственных цветов в бело-пурпурной цветовой гамме При этом, заказывая траурный венок или траурную корзину цветов, Вы можете быть уверены в том, что качество наших цветов и самой работы будет соответствовать самому высокому уровню. Доставка будет произведена точно в срок. Мы обеспечим изготовление любого похоронного венка или траурной корзины— от бюджетных до роскошных — с одинаковым вниманием, высоким качеством и сочувствием Вам в сложный момент Вашей жизни.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005