Методические материалы, статьи

Теория развития биологических понятий. Часть 1.

Вопросы формирования и развития понятий при обучении учащихся биологии всегда волновали методистов-исследователей и учителей. Известно, что понятия отражают процесс постоянного изменения и преобразования окружающей действительности, включая живую природу. Они также выражают явление углубления знаний о материальных и идеальных объектах, реализуя себя как средства их мысленного воспроизведения и построения. Понятия выступают в качестве формы абстрактного мышления, фиксирующей существенные, а также главные признаки предметов, явлений и законов, согласно которым совершаются различные процессы. Следовательно, понятия одновременно рассматриваются как форма мышления, как объект познания окружающей действительности и как результат этого познания.

Школьную биологию с позиций ее содержания логично представлять как комплекс понятий, с помощью которых выражаются знания. Биологические знания в совокупности — это результат познания живой природы, который проверен общественно-исторической практикой. Общеобразовательное значение для учащихся имеют знания о живой природе в целом, структуре и функционировании различных ее объектов, направлениях, факторах и результатах эволюции, системе органического мира. Овладение ими — один из фактов становления у учащихся основ научного мировоззрения, социально значимых качеств, научных гуманистических взглядов на природу и общество, получения представления о живом как уникальной и сверхценной части биосферы.

Биологические знания могут передаваться новым поколениям людей при организованном и целенаправленном их обучении. Эти знания должны быть систематичными и охватывать все основные разделы биологической науки. Их лучше выражать во взаимосвязи, определенной логической структуре и последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же предмету, должны создаваться и межпредметные связи.

В наиболее концентрированном виде необходимость усвоения учащимися понятий и их обогащения при переходе от класса к классу отражена в методической теории развития системы биологических понятий.

Проблема развития биологических понятий имеет свою историю. Наиболее глубокая ее разработка в методике преподавания биологии происходила в 50-х гг. XX в. На основе глубокого анализа различных областей биологической науки, сравнительного изучения содержания разделов школьной биологии, переосмысления методических идей и педагогической практики коллектив ленинградских ученых под руководством Н. М. Верзилина разработал «Теорию развития биологических понятий» (1956). Она была принята как учеными в сфере методики обучения биологии, так и учителями, так как создала научную основу для полноценного освоения учащимися общеобразовательной школы содержания учебного материала.

К приоритетным положениям теории развития биологических понятий относятся следующие:

1. Учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики. Эту систему составляют понятия, отражающие смысл основных социальных отраслей биологии и объединяемые в группы — морфологические, анатомические, физиологические, экологические и генетические, систематические, агрономические, гигиенические. Поэтому их лучше давать как понятия специальные. В обозначенную систему входят и общебиологические понятия — эволюция, формы и уровни биологической организации, взаимосвязи организма и среды и др. Они объясняют факты и сведения на уровне систематизации и обобщений. Их необходимо изучать во всех разделах биологии.

2. Биологические понятия имеют приоритетное значение для развития мыслительной деятельности учащихся и их воспитания. Они способствуют приобретению умений анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать и обобщать учебный материал. Вместе с тем они обеспечивают формирование научного взгляда на природу, убеждений в сохранении всех живых существ, укреплении здоровья и культивировании здорового образа жизни.

3. Биологические понятия представляют учащимся не в готовом виде; они развиваются в процессе обучения.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Фабрика Перил 13 января 2014. Перила для детского сада: актуальные требования в 2014 году!

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005