Методические материалы, статьи

Требования к содержанию и объему учебно-методических пособий по биологии

Цель данного документа – установить общие критерии оценки учебно-методических материалов для профильного обучения биологии при использовании Интернет-технологий. Сформулированные ниже требования основываются на специфике учебного предмета и распространяются на все виды учебно-методических материалов: печатные издания; цифровые образовательные средства; библиотеки цифровых образовательных ресурсов; специализированные Интернет-сайты для профильного обучения.

1. Общие положения

На современном этапе основными целями развития системы образования, в том числе и биологического, являются повышение качества, доступности и практической направленности образования, усиление его роли в воспитании и развитии школьников. Для достижения этих целей формируется система непрерывного образования. Она должна предоставить каждому учащемуся возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и получения общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимой для дальнейшего профессионального роста.

В общем биологическом образовании актуальным становится использование современных информационно коммуникационных технологий (ИКТ), развитие интерактивных форм обучения. Применение ИКТ не только повышает эффективность процесса обучения биологии, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации обучения и образовательные среды. В настоящее время все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного развития учащихся. При стремительном расширении доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность тредиционной организации обучения биологии. Сейчас на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Поэтому главное внимание уделяется разработке методики, развивающей у учащихся желание, способности и умение учиться.

В старшей школе делается акцент на реализацию индивидуальных образовательных запросов и формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Это возможно благодаря введению профильного обучения, которое призвано, с одной стороны, существенно углубить содержание биологического образования, а с другой – овладеть базовым ядром содержания и требованиями к уровню биологической подготовки выпускников.

2. Соответствие учебно-методического комплекта общим целям обучения биологии в профильной школе

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Решая общие цели образования, биология выполняет также цели, связанные со спецификой курса:

  • овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы;
  • формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • установление гармоничных отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;
  • формирование генетической грамотности– основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • развитие личности учащихся, формирование умений применять биологические знания на практике, в трудовой деятельности.

3. Соответствие содержания обучения Образовательному стандарту по биологии

При разработке учебных материалов для дистанционного обучения следует исходить прежде всего из необходимости их соответствия образовательному стандарту 2004 г. Также важно учитывать, что на ступени среднего (полного) общего образования курс биологии представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровень выбирается, исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Напомним также, что в стандарте среднего (полного) общего образования по биологии на базовом и профильном уровнях представлено пять предметных тем, включающих сведения о методах биологической науки и биологических системах: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В качестве основы для разведения содержания базового и профильного уровней стандартов по биологии были использованы критерии: целевой, содержательный и деятельностный. Каждый из этих критериев соответствует определенному разделу стандарта: цели, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников (Таблица 1).

Таблица 1.

Критерии разведения стандартов для базового и профильного уровней

Критерий

Содержание критерия:

  в стандарте базового уровня в стандарте профильного уровня
1. Целевой (различие целей) Цель: формирование общей культуры, научного мировоззрения, ценностных ориентаций.
Основа отбора содержания: культуросообразный подход.
Цель: подготовка к продолжению образования в ВУЗе.
Основа отбора содержания: знаниецентрический подход.
2.Содержательный (различие объема и глубины содержания) Ограниченный объем знаний и умений, достаточных для формирования общей культуры и ориентации в окружающей среде. Достаточно широкий объем знаний и умений, достаточных для поступления в ВУЗ.
3.Деятельностный (применение знаний и умений в последующей деятельности ученика) Знания и умения, востребованные в повседневной жизни ученика. Знания и умения, необходимые для продолжения образования в сфере биологической науки.

 

4.Электронные пособия как средство дистанционного обучения по биологии

В рамках дистанционного обучения большое место отводится электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения биологии, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе урока и по окончании изучения темы, курса.

Электронные пособия позволяют значительно увеличить долю самостоятельности учащихся в изучении нового материала, обеспечить работу с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, овладение системой общебиологических знаний, обучить школьников решению цитологических, генетических, эволюционных и экологических задач, определить свой уровень биологической подготовки, умение выставлять себе отметку по конкретной проблеме на заданный момент времени. Кроме того, учащиеся могут пройти тренинг в выполнении различных типов заданий, которые используются для итогового контроля знаний на традиционных выпускных экзаменах, на ЕГЭ. Кроме того, использование средств мультимедиа позволит иллюстрировать биологический процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Следует иметь ввиду, что электронное пособие отличается от традиционных пособий:

- наличием небольших по объему текстов;

- содержанием справочной информации;

- использованием привлекательных для современников форм и методов обучения и контроля знаний;

- применением для обучения и закрепления знаний динамичного визуального ряда, звукового сопровождения, анимации с визуальными акцентами, согласованными со звуковой и текстовой информацией;

- многократным повторением и закреплением знаний в процессе их контроля;

- автоматизированным контролем, анализом и систематизацией ошибок в заданиях с выбором ответа в ходе контрольного тестирования по нескольким параметрам (вид деятельности, элементы содержания, способы представления информации в задании и т.д.);

- автоматизированной проверкой, анализом ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий с развернутым ответом;

- выбором уровня психологической комфортности при выполнении заданий;

- аккумулированием опыта лучших методистов, работавших над созданием обучающих и аттестационных материалов;

- использованием опыта компьютерных технологий для аттестации и анализа уровня биологической подготовки выпускников.

Структура электронного пособия включает следующие блоки:

1) изучение нового материала;

2) справочная информация;

3) обучающие задания;

4) биологические задачи;

5) контрольно-диагностический тематический и итоговый тест;

6) обработка тематического и итогового теста.

Электронное пособие можно использовать на разных этапах урока биологии (при изучении нового материала, его закреплении, проверке знаний) и во внеклассной работе. Использование компьютерных моделей, анимаций, видеофрагментов позволит сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.

При изучении нового материала основное значение компьютерных технологий состоит в том, чтобы обеспечить усвоение учащимися важнейших биологических понятий, закономерностей, законов, теорий, научных фактов. Необходимо при этом опираться на житейский опыт, проведенные в природе наблюдения, на знания, полученные на лабораторных и практических занятиях, на результаты эксперимента, экскурсий в природу, на производство, в краеведческий музей и др. В процессе изучения нового материала можно использовать задания, направленные на установление взаимосвязей, использование знаний, полученных экспериментальными методами, из наблюдений, при выполнении практических работ. При этом в процессе обучения возможно использование как традиционных учебных текстов, так и схем, рисунков, фотографий, видеофрагментов.

Использование компьютерной технологии для контроля знаний и их оценивания позволит своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и быстро устранить их.

Таким образом, электронные пособия представляют собой учебники нового поколения. Их использование на разных этапах урока (при изучении нового материала, его закреплении и проверке) и во внеклассной работе значительно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса, уровень овладения учащимися основным содержанием курса биологии средней школы, умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, общеучебными умениями.

Электронные пособия обогащают методику обучения биологии новой технологией, оказывают помощь учителю в обучении за счет использования мультимедиа, иллюстрирующих биологические процессы, проведения автоматизированного контроля знаний учащихся. Этот тип пособия компенсирует недостатки учебников, пробелы учителя в преподавании биологии, позволяет использовать рекомендации квалифицированных методистов.

6. Сочетание традиционных и мультимедийных средств обучения

Состав УМК по биологии и соответственно содержание и структура разрабатываемых учебно-методических материалов должны обеспечить решение разнообразных практических задач в профильной школе. Особое внимание необходимо уделить определению того минимума биологических понятий, которые должны быть освоены в зависим ости от профиля, разработке методики обучения учащихся креативному мышлению, проектной деятельности, основам и элементам научно-исследовательской деятельности.

Кратко охарактеризуем основные виды учебно-методических материалов традиционного характера и укажем, какие специфические функции они выполняют и каким требованиям должны удовлетворять.

Компонент УМК Приоритетные функции компонентов УМК Требования и методические рекомендации
1 Программа Для 10-11 кл. Информационно-методическая функция

дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся.

Организационно-планирующая функция

предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.

Требования: Соответствие образовательному стандарту и примерной программе по биологии.

Определение целей, общей стратегии обучения, структурирование содержания курса.

Перечень основных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся на третьей ступени обучения.

Рекомендации: Разрешается менять очередность изучения отдельных тем, сокращать или увеличивать количество часов на изучение той или иной темы в зависимости от подготовленности класса.

2 Учебник Информационная функция.

Ядро УМК, сложная информационная система, вокруг которой сгруппированы другие средства обучения.

Функции:
информационная- определяет обязательный для учащихся объем информации;
трансформационная- предусматривает преоб-разование знаний с учетом дидактических принципов: научности, доступности, наглядности и др.;
систематизирующая- обеспечивает систематиза-цию учебного материала, логику его изложения;
мотивационная- формирует мотивы изучения учебного материала: проблемное изложение, обобщение, выводы, обеспечивающие развитие познавательной активности учащихся, вызывающие у них интерес;
Закрепления, самоконтроля, самообразования.
Требования: Соответствие образовательному стандарту и примерной программе по биологии.

Системное изложение основного содержания курса.

Доступность и наглядность обучения, развитие и поддержание познавательного интереса к изучению биологии, интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Создание условий для формирования навыков самоконтроля и самообразования.

Формирование общеучебных, интеллектуальных умений.

Совершенствование познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей, рефлексивной деятельности, способности к самоанализу.

Рекомендации: Целесообразность включения дополнительного материала по различным темам курса. По возможности увлекательная подача материала. Использование для анализа фрагментов из различных литературных источников, Интернет-ресурсов и др.

Дифференциация заданий по степени сложности.

3 Тематическое и поурочное планирование Организационно-планирующая функция- тематическое и поурочное планирование учебного материала по каждому разделу курса. Требования: Соответствие программе и базисному учебному плану.

Раскрытие основного содержания и концептуальных идей курса через поурочное планирование. Распределение времени на изучение разделов и тем курса

Рекомендации: Предлагать различные варианты изучения одного и того же урока (или его фрагментов).

Давать краткие советы учителю общедидактического характера

4 Дидактический материал Дифференцирующая функция.

Дополняет практический материал учебника и дает возможность учителю реализовать заложенные методические идеи в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации

Требования: Дополнение практического материала учебника и реализация заложенных методических идей в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации

Рекомендации: Могут охватывать весь курс в целом (по годам обучения) или отдельные его разделы. в усвоении которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения

5 Книги для чтения Функция самообразования и развития. Содержит дополнительный теоретический материал, расширяющий содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса

Требования: Развитие и поддержание познавательного интереса к биологии, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельного приобретения информации, переработка учебной и научно-популярной информации.

Включение дополнительного теоретического материала, расширяющего содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса

Рекомендации: Книги могут охватывать весь курс в целом или отдельные его разделы

6. Контрольные-измерительные материалы по биологии Диагностирующая функция.

Предлагает контрольно-измерительные материалы по всем разделам школьного курса

Требования: Соответствие стандарту и содержанию примерной программы.

Включение контрольных-измерительных материалов по всем разделам школьного курса

Рекомендации: Материалы могут быть представлены в виде заданий, используемых на ЕГЭ.

7. Справочная

литература

(энциклопедии, словари, справочники по биологии).

Функция информационно-систематизирующая.

Предлагает краткое изложение теоретического материала курса, предъявляя его в виде системных блоков

Функция самообразования и развития. Популярно излагает основы современного биологического образования.

Требования: Предъявление материалов различных биологических словарей и энциклопедий.

8 Учебные пособия по факультативам (элективным курсам) для 10-11 классов в рамках профильного обучения Функция самообразования и развития- получение дополнительной информации, расширяющей со-держание учебника по наиболее трудным темам курса

Профориентационная- подготовка к продолжению образования в вузе с учетом интересов и склонностей учащихся

Требования: Наличие различных курсов или отдельных разделов, предназначенных для изучения в профильных классах.

Доступность и наглядность обучения, развитие и поддержание познавательного интереса к изучению курса биологии, интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Создание условий для формирования навыков самоконтроля и самообразования.

Совершенствование общеучебных, интеллектуальных умений, познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей, рефлексивной деятельности, способности к самоанализу.

Рекомендации: Материалы должны готовить учащихся к адекватному выбору профиля обучения и будущей профессии

9. Материалы для подготовки к экзамену по биологии в 11 классе Функция развития навыков самоконтроля и самооценки.

Помогают освоить учащимся форму итогового контроля и одновременно проверяют уровень биологической подготовки.

Способствуют закреплению изученного учебного материала, обеспечивают подготовку к ЕГЭ.

Требования: Соответствие требованиям стандарта, примерной программе.

Предъявление учащимся различных форм итогового контроля.

Рекомендации: В старших классах нужно учитывать необходимость подготовки к ЕГЭ

10 Экраннозвуковые пособия (диа-фильмы, кинофильмы, видео-фильмы, диапозитивы и др.) Иллюстративно-образовательная функция- организация самостоятельной деятельности с целью конкретизации и обобщения полученных знаний, их применения в новых ситуациях

Систематизирующая функция- систематизация учебного материала

Требования: Соответствие стандарту и примерной программе.

Рекомендации: материалы должны готовить учазщихся к выбору будущей профессии.

11 Мультимедийное приложение ( обучаю-щие и контро-лирующие программы, электронные учебники) Инновационно-технологическая функция- формирование навыков работы с компьютерными, мультимедийными программами и учебными пособиями

Функция самообразования и развития– самостоятельное приобретение знаний, их анализ

Требования: связь с программой, учебником, использование электронных и Интернет-ресурсов.

Рекомендации: использовать современные педагогические технологии с учетом дистанционной формы обучения.

7. Соответствие учебно-методических материалов общедидактическим требованиям

Информация, передаваемая во всех компонентах УМК (традиционных и мультимедийных), должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию биологической науки. При этом должно быть соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью. Научный материал должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

В учебно-методических материалах должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, что обеспечивает использование полученных знаний в практической деятельности ученика, носит личностно-ориентированный характер. Учебные материалы должны определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать информацию, расширяющую и углубляющую инвариантное ядро содержания курса, что даст возможность реализовать в обучении принципы дифференциации и индивидуализации.

Для формирования опыта эмоционально-чувственного отношения к явлениям природы в учебнике должны содержаться материалы, рассчитанные на эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей старших школьников.

Аппарат ориентировки, принятый в подготовленных для рецензии учебных материалах, должен способствовать выделению объектов, обязательных для усвоения, а также для организации поиска нужной информации, представленной не только в печатных изданиях, но и а других источниках, связанных с современными компьютерными телекоммуникациями.

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На сайте http://chms.ru вывоз мусора жуковский с офиса.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005