Методические материалы, статьи

Требования к современному уроку географии. Часть 1.

Что значит современный урок, который многими методистами противопоставляется уроку традиционного типа? Отличительные признаки современного урока географии состоят в следующем:

Первое отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к Миру.

Второе отличие — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы.

Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.

Третье отличие — изменение отношений между учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся. Учитель может предложить учащимся работу в парах или небольших группах с последующей взаимной проверкой. Для проверки знаний и умений можно привлечь сильных учащихся.

Четвертое отличие — изменение логики построения процесса обучения. Важнейшим отличием является применение имеющихся знаний и умений учащимися для получения новых знаний и умений. В связи с этим существенно изменяется структура урока. Применение знаний из заключительного звена урока превращается в звено, с которого начинается изучение нового материала, а самостоятельная работа учащихся организуется на всех этапах урока.

При определении целей урока учитывается не только какие знания будут на нем усвоены, но и на каком уровне: на уровне восприятия и запоминания, на уровне применения знаний в сходной ситуации или на уровне творческого применения знаний.

Четкое планирование урока и постановка цели учения осуществляется путем разбивки материала на смысловые блоки или части и формулировки целей их изучения. Например, в курсе географии материков и океанов на уроке на тему «Воздушные массы и постоянные ветры на поверхности Земли» можно выделить следующие смысловые блоки: воздушные массы и их типы, постоянные ветры (пассаты и западные ветры умеренных широт), перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по временам года.

Современный урок может иметь межпредметный характер. В ряде школ практикуются по совместному изучению географии и биологии, географии и экологии, географии и иностранного языка и т.п. Межпредметный характер урока может быть связан с проведением практических работ на местности или экскурсии. В связи с изложенным можно сформулировать следующие требования к современному уроку географии:

1. Четкая постановка и мотивация целей учебно-воспитательного процесса, определение образовательной, развивающей и воспитывающей целей урока. Образовательной задачей определяется научный уровень содержания урока. Это важнейшее требование выражается в программе перечнем понятий, которые должны быть усвоены учащимися. Развивающая цель реализуется в основном путем формирования умений, которые содержатся в программе. Определение триединой цели урока должно быть направлено на развитие мотивов учащихся.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Грузоподъемное оборудованиеТолько для вас комплексный аудит сайта на выгоднейших условиях.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Доставка осуществляется только по Москве Доставка. Ваши заказы принимаем круглосуточно. Доставку производим 5 дней в неделю с 10 до 18 часов.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005