Методические материалы, статьи

Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Часть 2.

Дадим краткую характеристику основным принципам, наиболее близким коммуникативно-деятельностной концепции. Личностно ориентированный подход отражают педагогические принципы.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук, определяющих и основное содержание учебного предмета, и организацию самого педагогического процесса. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки. Однако в практике начальной школы укоренились ошибки, которые идут из далекого прошлого, когда лингвистика как наука была еще в зачаточном состоянии. В XXI в., когда мы формируем у школьников элементы научного мировоззрения, следует учитывать научные достижения современного русского языка и отказаться от порочной практики использовать привычные, но научно неадекватные термины. Так, методически (казалось бы) удобные «гласные буквы» и «согласные буквы» с точки зрения науки — нонсенс, так как буквы не могут быть ни гласными, ни согласными. Это характеристика звуков (обратите внимание на корень -глас-). Поэтому, чтобы быть лингвистически грамотными и давать ученикам точные основания для их «исследований», мы должны использовать понятия «буква гласного (звука)», «буква согласного (звука)» (см. работы Д. Б. Эльконина, П. С. Жедек, М. В. Панова).

Выстраивая урок как исследование, организуя учебную деятельность учащихся как «ученых», учитель должен адекватно употреблять лингвистические понятия. Так, например, буква — это, по определению, знак звука, поэтому ь и ъ нельзя называть буквами. Они не являются знаками звуков, что и отражено в их названиях. В исторической грамматике русского языка мы обнаруживаем период, когда & и б обозначали звуки, но и назывались они в русском алфавите по-другому: «ерь» и «ер». Нет ничего страшного в том, что урок знакомства с этими знаками будет называться не привычно: «Буква б», а, например, «Буква ь?» или «Загадка русского алфавита — ь».

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, становятся субъектами деятельности. С этой целью одним из важнейших компонентов урока становится итог урока, который формирует элементарные умения обобщения, рефлексии собственных действий, без которых не происходит осознания способов учения. Самым эффективным методом, реализующим принцип сознательности и активности, является метод решения задач.

Принцип прочности результатов обучения основывается на проявлении познавательной активности учащихся, а также на правильно организованном учителем усвоении нового материала: точной дозировке дидактического материала, чередовании при закреплении всех видов мышления и памяти ребенка, регулярного повторения пройденного и встраивания нового знания в систему уже имеющихся.

Психологические принципы, адекватные коммуникативно-деятельностному подходу, представлены ведущим принципом развивающего обучения, который предполагает, что обучение подчинено всестороннему развитию личности, формированию не только знаний и умений по предмету, но и общеучебных действий, связанных с двигательными и мыслительными операциями, воспитанию определенных нравственных и этических качеств, служащих основой выбора жизненных идеалов и социального поведения, руководствующегося общечеловеческими ценностями.

Л. C. Выготский обосновал законы становления речи и мышления ребенка в процессе социализации, из чего вывел принцип «зоны ближайшего развития», который доказывает необходимость максимальной индивидуализации обучения каждого ученика.

П. Я. Гальперин, продолжая изыскания в этом направлении, создал теорию поэтапного формирования ориентировочной основы учебного действия (ООД) и предложил соответствующую методику изучения учебных предметов на основе алгоритмизации освоения конкретного дидактического материала.

Е. Антонова



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Наборы для виски из Богемского хрусталя будут не только прекрасным украшением.. Продукция Кристал Богемия изготавливается на современном оборудовании, с использованием традиций старых мастеров. Богемский хрусталь является признанным мировым лидером в производстве посуды из высококачественного Чешского хрусталя. Вся хрустальная посуда Crystal Bohemia сертифицирована по Европейским и Российским стандартам.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005