Методические материалы, статьи

Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 2.

По свидетельству мастеров искусства, такое отношение к жизни является необходимым условием зарождения художественных замыслов. Признаки этого отношения: отсутствие жёсткой психологической границы между я и не-я; непосредственное переживание своей сопричастности миру; отношение ко всему как к живому (в мире художника нет безгласных вещей - М. Бахтин); восприятие чувственного облика вещей и явлений как выражение их самоценной и родственной человеку внутренней жизни. Но всё это является лишь необходимым условием художественного творчества.

Подчёркиваю: речь тут идёт об отношении человека не к искусству, а к сырой действительности, ещё не преобразованной чьим-либо художественным творчеством. Именно эти первичные, авторские преобразования действительности в художественные образы, совершаемые, не всегда осознанно и произвольно, во внутреннем и внешнем плане, становятся показателями, а также полем актуализации и развития персональной художественной одарённости.

Насколько объективно убедительны будут результаты этой авторской активности ребёнка - во многом зависит от наличия и уровня развития художественного воображения - способности создавать чувственно воспринимаемые образы внутренних, сверхчувственных содержаний.

Таким образом, главное, что должно интересовать человека, который исследует художественное развитие ребёнка или руководит им, это наличие и степень выраженности эстетического отношения к миру; направленность на специфические преобразования жизненного материала ради выразительного воплощения определённого содержания.

С этой точки зрения нет никакой необходимости в специальных методиках раннего выявления художественно одарённых детей и (во всяком случае, на первых этапах обучения в студии изобразительного искусства) в поисках особых методов работы с ними. Если обучение будет способствовать становлению эстетического отношения к миру и авторской направленности на создание выразительных образов, то дети быстро найдут и проявят себя. А дальнейший путь одарённых детей будет связан с поисками иных форм художественного образования с саморазвитием, выходящим за рамки организованных педагогических воздействий (оздоровительные лагеря, досуговые центры).

По сравнению с выявлением эстетического отношения к миру и направленности на авторские преобразования впечатлений, оценка одарённости детей по наличным результатам их художественной деятельности менее существенна и менее проблемна. Во-первых, это достаточно успешно осуществляется традиционным способом экспертной оценки работ (правда, и тут существуют проблема критериев такой оценки, неустранимый момент субъективности оценивания и некоторые трудности этико-воспитательного плана). Во-вторых, оценка по результату, даже неоднократная, всё же преимущественно обращена в прошлое и недостаточно прогностична: она не направлена на выявление потенции художественной одарённости, что по отношению к детям важнее всего.

Тем не менее, квалифицированное оценивание результатов детского творчества сохраняет, конечно, вспомогательное значение в процессе исследования и развития художественной одарённости.

В работе по выявлению, оценки, развития художественной одарённости чрезвычайно важна этическая сторона дела. Ошибки в оценке одарённости и в самих способах обращения с одарёнными детьми (или с теми, кого таковыми считают) чреваты непоправимыми сдвигами в мотивационной сфере творчества, тяжёлыми психологическими травмами, а порой даже катастрофами личностного плана.

А. Борисов



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
в казани экспертиза промышленной безопасности устройства по демократичным ценам
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Водонепроницаемый спортивный Mp3 плеер Lavod LVF-298 (водонепроницаемый) MP3 плеер. Модель.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005