Методические материалы, статьи

Уроки развития речи. Часть 2.

Забота об интересном и комфортном обучении есть одновременно забота о психическом и физическом здоровье молодого поколения, так как интерес способствует значительному повышению работоспособности, содействует формированию волевых качеств личности, укреплению ее активной творческой позиции. Исследования показывают, что активные, проявляющие интерес к миру личности лучше преодолевают стрессовые ситуации, реже заболевают. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы, ведь счастливое детство не менее важная цель школы, чем обучение. Этим требованиям полностью соответствуют УМ К «Русская филология» (под ред. ак. Г. Г. Граник) и УМК Н. А. Зайцева, который создал уникальную систему обучения грамоте и русскому языку, выстроив свою методику на основе психофизиологической природы растущего организма. Синтез курсов языка и литературы, который присущ названным комплексам, учитывает психологические законы корреляции механизмов грамотности и понимания, механизмов восприятия и порождения речи. Последнее позволяет связать анализ и риторический синтез текста.

Совершенно различные по принципам и содержанию учебно-методические комплексы Г. Г. Граник и Н. А. Зайцева имеют сходные цели — пробудить у школьников любовь к родному языку и помочь каждому из них овладеть грамотной русской речью в ее устной и письменной формах и, самое главное, реализуют их через продуманную систему мотивирующих учебных пособий, у ребенка снимающих тревожность, а у учителя формирующих ценности их концептуальных подходов.

Каждый урок русского языка должен быть уроком развития речи. Однако в методической науке установлена типология уроков развития речи, к которым относят уроки подготовки и написания изложения и сочинения, урок анализа письменных работ.

Изложения и сочинения имеют свои классификации.

Каждая из классификаций решает проблемы формирования речевых умений, записанных в федеральных программах. В любой из рекомендованных учебных программ учитываются требования государственных стандартов о поэтапном обучении писать изложения и сочинения.

Как вы думаете, что ребенку легче написать: изложение или сочинение? Чтобы ответить на поставленный вопрос, сравним схемы акта коммуникации при написании сочинения и изложения.

Первое методическое требование к уроку сочинения — мотивация и точное целеполагание ученика, т.е. организация предварительной беседы, в которой происходит осознание учеником: а) желания рассказать о «своем»; б) дидактической задачи научиться оформлять этот рассказ в сочинение.

Второе методическое требование — дать детям способ оформления, т.е. совместно выработать алгоритм действий (эффективную методику) при написании собственного (ученического) текста.

Различаются обучающие и контрольные уроки сочинения или изложения. В начальной школе проводят только обучающие уроки развития речи; контрольные уроки сочинения или изложения наряду с обучающими используют для формирования навыка письменной речи в V—XI классах.

Обучающие уроки развития речи требуют от учителя внимания к этапам предварительной беседы и составления плана письменной работы. При изложении подробно анализируется текст писателя, выписываются ключевые слова и словосочетания, необходимые для точной передачи мысли автора. Обучающий характер уроков развития речи накладывает определенные ограничения в выборе текстов и тем.

В I классе пишут небольшие (два-три предложения) сочинения на заданную тему («О чем я мечтаю...», «Если бы я был учителем...», «Какие сказки я люблю» и т. п.), по личным впечатлениям («Как я провел воскресенье», «Мы были в театре...», «Самый яркий день каникул» и т. п.).

Со II класса и до конца начальной школы каждую неделю проводится урок развития речи (либо сочинение, либо изложение). Для изложения берутся небольшие отрывки текста различных по типу и стилю произведений детской литературы, соответствующие такой единице синтаксиса, как сложное синтаксическое целое (ССЦ). Ученики осваивают структурно-композиционные элементы письменной работы: начало (зачин) — основная часть (срединная, или медиальная) — конец (концовка).

Для сочинения объем ограничен небольшим количеством предложений (от трех предложений до половины страницы, далее — по возможностям учащихся). Отрабатывать речемыслительные умения целесообразно не по количественным показателям, а по качеству написанного.

Е. Антонова



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Моторная алалия: Занятия логопеда при задержка речевого развития

Click http://onlineslotsqueen.com to read casino review as well as blackjack info. Картриджный фильтр Pentek dgd 2501.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005