Методические материалы, статьи

Урок как единица учебного процесса. Часть 1.

За последние сто лет становления русской и советской системы обучения сложилась традиция, по которой школьный вариант современного русского литературного языка изучается концентрически и по разделам. В начальных классах (I —IV) проводят обучение грамоте и дается ознакомительный курс грамматики, куда входят элементарные сведения об основных частях речи — имени существительном и прилагательном, глаголе и местоимении, — их способах изменения (склонение и спряжение), связанные с ними правила правописания, а также практические умения определять звуковой и морфемный состав слова.

Традиционно обучение русскому языку состоит из следующих форм учебной работы:

  • классные занятия;
  • факультативные занятия (углубленное изучение);
  • внеклассная работа (кружки для любознательных, дополнительные занятия, связанные с коррекцией обучения).

Основной организационной формой изучения родного языка является урок. Существует несколько классификаций традиционных форм урока.

Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:

  • урок обучения грамоте;
  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления ЗУНов;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • комбинированный урок;
  • контрольные уроки (диктант, самостоятельная работа, тестирование);
  • урок анализа результатов («работа над ошибками»).

Классификация уроков развития речи:

  • урок подготовки и проведения изложения;
  • урок подготовки и проведения сочинения;
  • урок анализа письменных (творческих) работ.

В настоящее время наблюдается смена тенденций в школьном курсе русского языка: происходит постепенная перестановка акцентов с орфографии и грамматики на формирование видов речевой деятельности, в частности на развитие письменной и устной речи. Однако нельзя забывать и о дидактической задаче развивающего обучения: способы познания, которые осваиваются учениками в ходе изучения русского языка, остаются важным компонентом содержания образования, т.е. освоения всех предметов школьного курса. Умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, анализировать, обобщать и т. п. в среднем звене общеобразовательной школы весьма продуктивно отрабатываются на материале разделов современного русского языка. Естественно, при заданных целях возникает необходимость в адекватных им организационных формах, т. е. в современной начальной школе в соответствии с деятельностным подходом претерпевает изменения и урок.

Методическая наука сформулировала обобщенные требования к современному уроку русского языка: структурная целостность, логичность построения, мотивация, атмосфера доброты, взаимопонимания, сотрудничества учителя с учащимися и детей друг с другом. Лингвистическая и психолого-педагогическая целесообразность структуры и содержания определяются в первую очередь профессиональной грамотностью учителя, органичным единством решения дидактических, развивающих, воспитательных задач обучения.

Опираясь на устоявшиеся классификации уроков, используя привычные этапы традиционных уроков, мы меняем ценностные ориентации их структурных компонентов. В соответствии с коммуникативно-деятельностной концепцией обучения мы определяем цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития определенных умений и навыков, поэтому в нижепомещенных схемах уроков разных типов указывается дидактическая цель каждого структурного компонента. Ее нельзя путать с целью, которую должны ставить на уроке сами ученики. Цели ученика и цели учителя не совпадают: учитель организует, руководит и управляет процессом изучения русского языка, ученик имеет целью «добывать» определенные знания и умения по русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход требует от учителя умения организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться учебным действиям сознательно — это предполагает постановку цели учеником самостоятельно в течение всего урока, на каждом его этапе. Нет цели — нет мотива к действию, нет мотива действовать — нет сознательного подхода к информации. Нет сознательного подхода к информации — нет понимания, что ее необходимо преобразовать в знание.

Е. Антонова



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005