Методические материалы, статьи

Урок как единица учебного процесса. Часть 1.

За последние сто лет становления русской и советской системы обучения сложилась традиция, по которой школьный вариант современного русского литературного языка изучается концентрически и по разделам. В начальных классах (I —IV) проводят обучение грамоте и дается ознакомительный курс грамматики, куда входят элементарные сведения об основных частях речи — имени существительном и прилагательном, глаголе и местоимении, — их способах изменения (склонение и спряжение), связанные с ними правила правописания, а также практические умения определять звуковой и морфемный состав слова.

Традиционно обучение русскому языку состоит из следующих форм учебной работы:

  • классные занятия;
  • факультативные занятия (углубленное изучение);
  • внеклассная работа (кружки для любознательных, дополнительные занятия, связанные с коррекцией обучения).

Основной организационной формой изучения родного языка является урок. Существует несколько классификаций традиционных форм урока.

Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:

  • урок обучения грамоте;
  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления ЗУНов;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • комбинированный урок;
  • контрольные уроки (диктант, самостоятельная работа, тестирование);
  • урок анализа результатов («работа над ошибками»).

Классификация уроков развития речи:

  • урок подготовки и проведения изложения;
  • урок подготовки и проведения сочинения;
  • урок анализа письменных (творческих) работ.

В настоящее время наблюдается смена тенденций в школьном курсе русского языка: происходит постепенная перестановка акцентов с орфографии и грамматики на формирование видов речевой деятельности, в частности на развитие письменной и устной речи. Однако нельзя забывать и о дидактической задаче развивающего обучения: способы познания, которые осваиваются учениками в ходе изучения русского языка, остаются важным компонентом содержания образования, т.е. освоения всех предметов школьного курса. Умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, анализировать, обобщать и т. п. в среднем звене общеобразовательной школы весьма продуктивно отрабатываются на материале разделов современного русского языка. Естественно, при заданных целях возникает необходимость в адекватных им организационных формах, т. е. в современной начальной школе в соответствии с деятельностным подходом претерпевает изменения и урок.

Методическая наука сформулировала обобщенные требования к современному уроку русского языка: структурная целостность, логичность построения, мотивация, атмосфера доброты, взаимопонимания, сотрудничества учителя с учащимися и детей друг с другом. Лингвистическая и психолого-педагогическая целесообразность структуры и содержания определяются в первую очередь профессиональной грамотностью учителя, органичным единством решения дидактических, развивающих, воспитательных задач обучения.

Опираясь на устоявшиеся классификации уроков, используя привычные этапы традиционных уроков, мы меняем ценностные ориентации их структурных компонентов. В соответствии с коммуникативно-деятельностной концепцией обучения мы определяем цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития определенных умений и навыков, поэтому в нижепомещенных схемах уроков разных типов указывается дидактическая цель каждого структурного компонента. Ее нельзя путать с целью, которую должны ставить на уроке сами ученики. Цели ученика и цели учителя не совпадают: учитель организует, руководит и управляет процессом изучения русского языка, ученик имеет целью «добывать» определенные знания и умения по русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход требует от учителя умения организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться учебным действиям сознательно — это предполагает постановку цели учеником самостоятельно в течение всего урока, на каждом его этапе. Нет цели — нет мотива к действию, нет мотива действовать — нет сознательного подхода к информации. Нет сознательного подхода к информации — нет понимания, что ее необходимо преобразовать в знание.

Е. Антонова



См. также:
Платные и бесплатные игровые автоматы в онлайн-казино
Где можно купить кроссовки асикс?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Мы предлагаем купить ivr ivr Для вас в нашей организации татуаж царицыно по невысоким ценам.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005