Методические материалы, статьи

Урок как единица учебного процесса. Часть 2.

Традиционно все обучение происходит при помощи родного (естественного) языка. Это значит, что в приобщении ребенка к культурному наследию участвуют все четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо, что и формирует в коре головного мозга необходимые для учения нейрофизиологические образования, а в сознании — соответствующие структуры, необходимые дня освоения операциональной системы мышления. И происходит это лишь в ситуации коммуникации нзрослого и ребенка.

Поиски ученых в области мыслительного и речевого развития привели к созданию теории ориентировочной основы действия П. Я. Гальперина, которую можно назвать первой серьезной попыткой технологизировать обучение с позиций речемыслительных процессов. Чтобы управлять процессом усвоения знаний, умений и навыков, необходимо раскрыть детям те стороны действительности, которые являются содержанием урока и на которые ученики могут ориентировать свои действия при изучении родного языка. Для ребенка освоение каждого нового явления (понятия, правила, умения и т. п.) становится исследованием. Одним из важнейших условий обучающей ситуации является вербализация (проговаривание) учеником способа действия: для учителя это возможность контролировать алгоритм действий, осуществляемых учеником, для учащихся — это перевод внешней речи во внутреннюю, организующую структуры сознания в соответствии со структурой усваиваемого понятия (на языке психологов — интериоризация). Следовательно, этапы обучения, по которым целесообразно организовать урок, согласно теории П. Я. Гальперина, имеют следующий порядок:

  • этап ориентировки в условиях деятельности: целеполагание, определение возможного (идеального) результата, средств;
  • этап выработки плана действия с опорой на результаты ориентировки: определение материала, способов и порядка операций для достижения поставленной цели;
  • этап осуществления плана: выполнение учеником своих действий с одновременным проговариванием (комментарием);
  • этап контроля, сравнение предполагаемого (идеального) результата с полученным, реальным результатом и соотнесение его с целью.

Основным способом изучения русского языка на современном уроке становится выведение понятия (или правила) методом «решения задач». Другими словами, учитель, готовясь к уроку, должен продумать организацию учебных действий с помощью четко сформулированных задач.

Прочитайте, как формулирует принципиальные положения этого метода М. С. Соловейчик.

Принципы постановки учебной задачи:

1. Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.

2. Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.

3. Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.

4. Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должно появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правило, а каждому ребенку формулировать его своими словами.

5. Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определенной динамики и четкой организации этапов учебных действий школьников, поэтому принципиальные схемы названных выше типов урока сориентируют вас при подготовке адекватного современным условиям конспекта урока.

Е. Антонова



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По вашему желанию аренда выставочных стендов на лучших условиях.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005