Методические материалы, статьи

Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 1.

В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и школьный опыт показывают, что дети, приходящие в I класс, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.

Следует уточнить, что под методом обучения в методической науке понимаются способы обучения и в связи с этим способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний родного языка и приобретение необходимых навыков в практике речи, а приемом считается такое варьирование действий учителя, а в связи с этим и действий учащихся, которое ведет к более рациональному использованию метода работы учителя, избранного им для реализации конкретного содержания отрезка программного материала по русскому языку.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, которая является залогом успешности освоения грамотного письма.

В современной начальной школе используют аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приемами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.

О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил еще К. Д. Ушинский. С тех пор — более чем за сто пятьдесят лет — произошли значительные изменения в развитии методической науки: исследования физиологов и психологов позволили выявить место звукового анализа в системе обучения чтению и письму, определить сущностные характеристики анализа и синтеза как связанных, но различных по структуре умственных действий. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д. Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.

Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по его букварю. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа, по мнению современных психологов, связано с рядом трудностей.

В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрел слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введен В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение этого термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом — согласный + гласный (СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Дается обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели: артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).

Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В. Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы на уроках грамоты.

Е. Антонова



См. также:
Как играть в онлайн-слоты и выигрывать
Игровые автоматы на реальные деньги в режиме онлайн
Преимущества казино в режиме онлайн
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
сайлентблоки на мерседес 124, w163На нашем сайте готовый бизнес продажа для вас со скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005