Методические материалы, статьи

Виды речевой деятельности. Часть 1.

Теория речевой деятельности — молодая наука, возникшая на стыке лингвистики, психолингвистики и психологии, позволяет представить модель языковой личности как совокупность языковой интуиции (чувства языка), языковой способности (готовности и наличия речемыслительного аппарата), владения механизмами речи (порождение, восприятие и понимание речи), компетенции носителя языка, куда включены лингвистическая, коммуникативная, когнитивная, культурологическая компетенции, а также речевой опыт.

В современной психолингвистике выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (или аудирование), чтение и письмо. Два из них относятся к устной форме речи — говорение и слушание, а два к письменной — чтение и письмо.

Методическая наука различает два важнейших воспитательно-обучающих процесса, выраженных в понятиях развития и формирования.

Развитие — это спонтанное овладение ребенком навыками речевой (и другой) деятельности. Формирование — это целенаправленное управление развитием речевого поведения. Этот процесс строится на трех механизмах, присущих сознанию любого индивида (без физиологических дефектов):

  • на способности отбора слов (лексем);
  • механизме упреждения, т. е. способности человека удерживать в памяти предыдущее и предвидеть последующее;
  • механизме самоконтроля за речью.

Поэтому важным основанием обучения русскому языку становится парадигма язык — норма — речь. Рождаясь, подрастая, развиваясь, ребенок проходит естественный путь приобщения к родной речи: слушая окружающих, он копирует речевые формы, соотносит их со многими вариантами, неосознанно контролируя свои высказывания, стараясь использовать нормированный вариант, постепенно приобретая понимание, что есть язык, на котором общается его окружение (родители, друзья, соседи и т.п.). В школе ребенок попадает в целенаправленный учебный процесс, т. е. процесс формирования, и проходит обратный путь: осознавая, что есть язык и нормы его использования, школьник осознанно совершенствует речь. Если б развитии или формировании происходит выпадение одного из компонентов парадигмы язык — норма — речь, то речевая деятельность ученика, как устная, так и письменная, дефектна, а обучение не выполняет своего назначения.

Поскольку нас интересует методика развития речи, то мы будем исследовать не просто коммуникацию, а педагогическую коммуникацию, т.е. взаимодействие учителя и учеников при помощи языка, которое обусловлено дидактическими целями. Единицей дидактической коммуникации является речемыслительное умение, которое складывается из следующих понятий:

  • речевая способность;
  • речевая готовность;
  • речевое умение;
  • речевой навык.

Понимая, что русский язык изучается в начальной школе с целью практического овладения разговорной и письменной речью, учитель в первую очередь должен определить роль каждого из разделов с лингвопрагматической точки зрения. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению ориентирует педагога на осуществление связи речь — норма — язык, важнейшей для развития речи и мышления ребенка, становления его как языковой личности.

Нормы речи устанавливаются и фиксируются в системе языка, в нашем случае — русского родного. Устная речь, ее разговорный стиль, обладает большей свободой в отношении употребления языковых норм, нежели письменная форма речи. Авторитетный лингвист В. Матезиус писал: «Языковая неграмотность, которая обычно проявляется в письменных или печатных работах, свидетельствует больше о недостаточной стилевой подготовке, чем о слабом знании грамматики».

Культура письменной речи — это проявление высокой степени владения грамматическими и стилистическими нормами графически оформленного языка. Именно в процессе обучения письму ребенок усваивает систему норм языкового употребления. Поэтому в начальной школе учителя при обучении грамоте опираются на устную речь ученика, используя его словарный запас и элементарные речевые умения как базовый материал, а уже в средней школе приобретаемые знания о языковых закономерностях, понятиях и их взаимоотношениях сами становятся основой для формирования правильной устной речи по образцу нормированной письменной речи.

Е. Антонова



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
повышение квалификации трудовое право Имеет высшее юридическое образование, специализируется в области трудового права с 2003 года. Профессиональная деятельность включает в себя решение широкого спектра вопросов, связанных с трудовым законодательством, правовыми аспектами обработки персональных данных. Имеет успешный опыт урегулирования трудовых споров (конфликтов), налаживания и поддержания отношений в сфере социального партнерства, проведения трудных переговоров.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005