Методические материалы, статьи

Внеурочная работа в системе обучения биологии. Часть 1.

Внеурочная работа является составной частью процесса обучения биологии. Содержательно она связана с программными требованиями, а значит и уроками.

Внеурочная работа — это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса биологии наблюдений, лабораторных и практических работ, а также летних заданий.

При обучении биологии учитель формирует у учащихся умения самостоятельно работать, ставить опыты с растениями и животными, вести наблюдения за ростом и развитием организмов. Однако, как справедливо утверждает И. Н. Пономарева, на уроке биологии невозможно провести некоторые опыты, требующие продолжительного наблюдения. К примеру, чтобы убедительно показать влияние света на прорастание семян различных растений, необходимо заложить опыт за 9 — 10 дней до начала урока. Его результаты надо фиксировать и записывать через каждые три дня. А опыт о воздействии влажности на рост растений ставится за 10— 12 дней. На протяжении этого времени необходимо поливать растения ежедневно с учетом определенных норм и измерять их относительную высоту. Такие работы имеют предварительный характер. Это означает, что учителю важно своевременно организовать учащихся, чтобы получить ожидаемые результаты к конкретному уроку, учитывая длительность опыта и время, затрачиваемое на наблюдение за ним. Такие работы стимулируют учебно-познавательную мотивацию и побуждают учащихся к выполнению исследовательского эксперимента.

Вслед за известными методистами Н. М. Верзилиным, И. Д. Зверевым, В. М. Корсунской и А. Н. Мягковой для школьной биологии лучше выделять виды внеурочных работ по месту их выполнения: в кабинете биологии и уголке живой природы, в природной и социоприродной средах, а также на учебно-опытном участке.

Внеурочные работы в кабинете биологии и уголке живой природы выполняются поздней осенью, зимой и ранней весной.

По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» такие работы в основном связаны с растениями. При изучении каждой темы возникает объективная возможность для их выполнения. Рассматривая материал об органах цветковых растений, учащиеся могут выяснять особенности физиологических и экологических явлений. По теме «Семя» учащиеся наблюдают за прорастанием семян при различных условиях — на свету и в темноте, высоких, оптимальных и низких температурах, наличием и отсутствием влажности. По теме «Корень» определяют зоны роста (растяжения) у корня. По теме «Побег» наблюдают влияние света на образование хлорофилла, зеленение всходов и побегов, определяют степень воздействия температуры и влажности на рост растений. При изучении основных процессов жизнедеятельности растений проделываются опыты по поглощению воды и питательных минеральных веществ из почвы, образование крахмала в листьях и выделение кислорода листьями. При изучении покрытосеменных растений в уголке живой природы организуется наблюдение за их общим состоянием и ростом, интенсивностью окраски листьев, цветением и плодообразованием.

По разделу «Животные» имеется возможность организовать внеурочные работы по нескольким темам. При изучении инфузорий учащиеся могут получать чистую культуру инфузории туфелька, выяснять реакцию этих животных на факторы окружающей среды. Интересными являются наблюдения за моллюсками — передвижением, питанием, развитием молоди. Особое значение имеет выяснение особенностей жизнедеятельности аквариумных рыб — поведения, реакций на различные раздражители, размножение и рост потомства.

По разделу «Человек и его здоровье» учащиеся могут выполнять работу с микроскопом по рассматриванию препаратов клеток и тканей организма человека. Особый интерес для них представляет использование микроскопа типа Intelplay, который позволяет анализировать и демонстрировать препараты с помощью компьютера и мультимедиа-средств на экране. Учащиеся также могут выполнять работу по выработке рефлексов у животных, выяснению степени загрязнения воздуха в классе и школе, определять кровяное давление, объем легких и показатели собственного физического развития — роста, массы, окружности грудной клетки.

М. Якунчев



См. также:
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Переводчик с русского на итальянский язык также читайте.За малые деньги кассовые аппараты в люберцах предлагаем всем желающим.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Создание сайтов в Могилеве! Создание сайтов в Могилеве и Минске, Москве и Санкт-Петербурге, а так же в Киеве. Разработка и дизайн сайтов, продвижение сайтов и тех. поддержка!

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005