Методические материалы, статьи

Внеурочная работа в системе обучения биологии. Часть 3.

По разделу «Человек и его здоровье» важно ориентировать учащихся на выполнение заданий санитарно-гигиенического, здоровьесберегающего и экологического содержания. По первому аспекту они могут выяснять особенности санитарного состояния своего микрорайона, села, города — качество воздуха, воды и почвы. При этом используются простейшие методы и методики исследования. На основе полученных сведений учащиеся составляют общую картину загрязненности окружающей среды и простейшую систему рекомендаций по сохранению здоровья людей в сложившихся условиях. Большое познавательное и воспитательное значение имеют задания по оценке качества продуктов питания. Для этого учащиеся по записям на упаковках напитков, мясных, молочных, консервированных и маринованных продуктов анализируют их компоненты, обращают внимание на категории стабилизаторов, подсластителей и красителей, а также сроки годности. По результатам работы составляют аналитические справки, отражающие реальные показатели качества продуктов в соотношении с ГОСТами. Учащиеся могут с использованием небольшой анкеты выяснить у родителей, дедушек, бабушек и других родственников смысл культов здоровья, труда и рационального питания. На основе изучения литературы и периодической печати они могут выяснять факторы риска для здоровья человека в местности проживания. На основе полученных сведений возникает возможность наметить способы «избегания» этих факторов и культивирования здорового образа жизни: соблюдение культуры двигательной активности; использование режима дня, труда и отдыха; поддержание сбалансированного и правильного питания; соблюдение правил индивидуальной и общественной гигиены; отсутствие вредных привычек и пристрастий.

При изучении общей биологии важно предложить задания эволюционного, экологического и генетического содержания. На конкретных примерах растений, животных и их сообществ они могут конкретизировать представления о видах борьбы за существование — внутривидовой, межвидовой, а также с неблагоприятными факторами неживой природы. Особую группу должны составить задания о приспособленности живых организмов к среде жизни и относительном характере приспособлений. Важными являются задания на выяснение видового и экосистемного разнообразия в местности проживания. Учащимся можно предложить задания по изучению структуры микропопуляций раннецветущих растений. Одновременно их внимание можно зафиксировать на явлениях индивидуальной и групповой изменчивости, обнаруживаемых по листьям и цветкам этих растений. Также необходимы задания на выяснение влияния одного и (или) нескольких экологических факторов на состояние организмов и сообществ. Учащиеся могут справиться с заданиями, связанными с рекреационными воздействиями — вытаптыванием, шумом, механическим загрязнением. При изучении экосистем можно предложить несколько типов заданий: 1) на конкретизацию знаний о компонентах, взаимодействиях и устойчивости; 2) на овладение методами познания экосистемных явлений; 3) на усвоение опыта ценностных отношений; 4) на выполнение практических работ природосберегающего характера.

Работа на учебно-опытном участке в основном ориентирована на совершенствование знаний и умений, связанных с возделыванием растений и уходом за некоторыми животными.

При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» с темами «Жизнь растений», «Строение и многообразие покрытосеменных растений» учащимся можно предложить разные задания. На конкретных примерах они получают возможность наблюдать за полным циклом развития организма растения. В контексте темы «Семя» им важно выяснить лучшие способы посева различных культур, темы «Корень» — плодородие почвы и оптимальные способы ее обработки, темы «Лист» — влияние света, температуры и влажности на общее развитие растения, темы «Строение стебля» — методы прививки и вегетативного размножения растений. С практической позиции интересными являются задания по выяснению особенностей роста и развития растений в зависимости от дозы и сочетания органических и минеральных удобрений.

Целесообразны задания по выяснению видов сорных растений, многообразия сортов культурных растений — зернобобовых, технических, овощных, ягодных, плодовых, цветочных и декоративных. Необходимы также задания по растениям различных экологических групп — влаголюбивых, теневыносливых, светолюбивых.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005