Методические материалы, статьи

Внеурочная работа в системе обучения биологии. Часть 3.

По разделу «Человек и его здоровье» важно ориентировать учащихся на выполнение заданий санитарно-гигиенического, здоровьесберегающего и экологического содержания. По первому аспекту они могут выяснять особенности санитарного состояния своего микрорайона, села, города — качество воздуха, воды и почвы. При этом используются простейшие методы и методики исследования. На основе полученных сведений учащиеся составляют общую картину загрязненности окружающей среды и простейшую систему рекомендаций по сохранению здоровья людей в сложившихся условиях. Большое познавательное и воспитательное значение имеют задания по оценке качества продуктов питания. Для этого учащиеся по записям на упаковках напитков, мясных, молочных, консервированных и маринованных продуктов анализируют их компоненты, обращают внимание на категории стабилизаторов, подсластителей и красителей, а также сроки годности. По результатам работы составляют аналитические справки, отражающие реальные показатели качества продуктов в соотношении с ГОСТами. Учащиеся могут с использованием небольшой анкеты выяснить у родителей, дедушек, бабушек и других родственников смысл культов здоровья, труда и рационального питания. На основе изучения литературы и периодической печати они могут выяснять факторы риска для здоровья человека в местности проживания. На основе полученных сведений возникает возможность наметить способы «избегания» этих факторов и культивирования здорового образа жизни: соблюдение культуры двигательной активности; использование режима дня, труда и отдыха; поддержание сбалансированного и правильного питания; соблюдение правил индивидуальной и общественной гигиены; отсутствие вредных привычек и пристрастий.

При изучении общей биологии важно предложить задания эволюционного, экологического и генетического содержания. На конкретных примерах растений, животных и их сообществ они могут конкретизировать представления о видах борьбы за существование — внутривидовой, межвидовой, а также с неблагоприятными факторами неживой природы. Особую группу должны составить задания о приспособленности живых организмов к среде жизни и относительном характере приспособлений. Важными являются задания на выяснение видового и экосистемного разнообразия в местности проживания. Учащимся можно предложить задания по изучению структуры микропопуляций раннецветущих растений. Одновременно их внимание можно зафиксировать на явлениях индивидуальной и групповой изменчивости, обнаруживаемых по листьям и цветкам этих растений. Также необходимы задания на выяснение влияния одного и (или) нескольких экологических факторов на состояние организмов и сообществ. Учащиеся могут справиться с заданиями, связанными с рекреационными воздействиями — вытаптыванием, шумом, механическим загрязнением. При изучении экосистем можно предложить несколько типов заданий: 1) на конкретизацию знаний о компонентах, взаимодействиях и устойчивости; 2) на овладение методами познания экосистемных явлений; 3) на усвоение опыта ценностных отношений; 4) на выполнение практических работ природосберегающего характера.

Работа на учебно-опытном участке в основном ориентирована на совершенствование знаний и умений, связанных с возделыванием растений и уходом за некоторыми животными.

При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» с темами «Жизнь растений», «Строение и многообразие покрытосеменных растений» учащимся можно предложить разные задания. На конкретных примерах они получают возможность наблюдать за полным циклом развития организма растения. В контексте темы «Семя» им важно выяснить лучшие способы посева различных культур, темы «Корень» — плодородие почвы и оптимальные способы ее обработки, темы «Лист» — влияние света, температуры и влажности на общее развитие растения, темы «Строение стебля» — методы прививки и вегетативного размножения растений. С практической позиции интересными являются задания по выяснению особенностей роста и развития растений в зависимости от дозы и сочетания органических и минеральных удобрений.

Целесообразны задания по выяснению видов сорных растений, многообразия сортов культурных растений — зернобобовых, технических, овощных, ягодных, плодовых, цветочных и декоративных. Необходимы также задания по растениям различных экологических групп — влаголюбивых, теневыносливых, светолюбивых.

М. Якунчев



См. также:
Преимущества онлайн-казино, или 6 причиниграть в сети
Турниры в онлайн-казино Вулкан
Игровые автоматы казино Вулкан Платинум
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На выгодных условиях продажа недвижимости в сочи для вас со скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005