Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 3.

Установочные (вводные) лекции обычно проводятся по широким темам, когда прежде всего определяются основополагающие понятия по широкой теме или целому уровню языка (фонетике, лексике, морфологии, орфографии и пр.).

Например, установочные лекции по фонетике, фонологии и графике могут быть по таким темам:

  • Специфика фонетики русского языка и различные аспекты ее изучения.
  • Связь фонетики с другими дисциплинами и другими разделами курса современного русского языка.
  • Основные фонетические средства языка.

По морфологии частей речи и в перспективе по синтаксису наиболее вероятны темы:

  • Грамматика как раздел науки о языке. Морфология и синтаксис как составные части грамматики. Связь морфологии и синтаксиса.
  • Основополагающие грамматические понятия: грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая парадигма.
  • Части речи как грамматические разряды слов. Классификация частей речи в лингвистической традиции.

Примерно такую же тематику установочных лекций можно назвать и по другим аспектам русского языка. При этом надо учитывать, что характер установочных (вводных) могут иметь несколько лекций по тематическому циклу.

Так, в программе Н. В. Черемисиной-Ениколоповой по лексикологии, фразеологии и лексикографии планируется целый раздел — «Введение в курс».

Здесь определяются понятия о лексикологии, фразеологии и лексикографии, характеристика лексикологии как науки о языке, современное состояние фразеологии как науки, связь лексикологии со смежными лингвистическими науками, понятие о слове как основной единице языка и т. д.

Аналогичный вводный курс, рассчитанный натри лекции (6 ч) по этим же разделам, предполагается и в программе Ю. П. Солодуба.

Частно тематические лекции проводятся по более узким темам, когда необходимо конкретизировать, расширять, уточнять, детализировать ту обобщающую информацию, которую студенты получают на установочных лекциях.

Нужно оговориться, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между установочными и частнотематическими лекциями.

Если первые лекции по целому аспекту языка, как правило, являются установочными, то по широким темам внутри этого аспекта (раздела) они будут установочными по отношению к данной теме и частнотематическими по отношению ко всему разделу.

Так, одна или несколько установочных лекций по курсу синтаксиса русского языка включает такие вопросы, как предмет синтаксиса, связи синтаксиса с другими аспектами русского языка (или разделами учебной дисциплины), систему синтаксических единиц, различные типы синтаксических отношений и т. д.

В то же время первые лекции по широким темам курса синтаксиса («Словосочетание», «Предложение», «Простое предложение» и др.) правомерно считать установочными в одном отношении (по данной теме) и частнотематическими — в другом (по отношению ко всему курсу).

В какой мере технология проведения лекционных занятий зависит от такого деления?

На установочных лекциях, как правило, в большей мере преобладает формирование лингвистической компетенции. Студентам дается обобщающая информация о наиболее широких и значимых для данного раздела лингвистических понятиях, а также об отношении к ним языковедов различных направлений и школ.

В этих условиях монологическая однородность лекций (преподаватель информирует, а студенты воспринимают информацию) нарушается редко, поскольку у преподавателя сравнительно мало возможностей опереться на предшествующие знания своих слушателей. Наиболее уместный вопрос к аудитории в этих случаях: «Что об этом вам известно из школьного курса русского языка?»

На частнотематических лекциях обычно больше возможностей и оснований прерывать монолог преподавателя проблемными вопросами и заданиями.

М. Успенский



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Продажа офисов в иркутске на сайте http://magistral-irk.ru.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Доставка цветов в Красноярске Мы составим любой букет в соответствии с вашими пожеланиями и доставим его точно в срок и по адресу. Доставка осуществляется в любое, удобное для вас время по городу Красноярску. Романтические, свадебные, деловые.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005