Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы первой ступени обучения. Часть 1.

Первая ступень подготовительного периода отдана подготовительно-ознакомительным упражнениям с учебниками, тетрадями. Подготовка детей к письму начинается со знакомства с разлиновкой тетради, развития кистей рук, тренировки глазомера, умения ориентироваться в пространстве листа, анализировать, сравнивать рисунки, бордюры и т.д. Основными видами письменных упражнений являются рисование и штриховка.

Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э дети знакомятся позже, поскольку она редко употребляется. Буквы йотированных гласных е, ё, ю, я также изучаются на более позднем этапе, так как они обозначают гласные звуки в сочетании с согласными (т.е. слог-слияние), а в особых условиях читаются как один гласный звук.

Развитию речи, в частности говорению и слушанию, отданы первые уроки букварей: составление монологических рассказов но картинке или беседы о жизненно важных для ребенка ситуациях: например, какие трудности он испытывает в школе, почему бывает неинтересно на уроке и т.п. Рассказ по картинке сопровождается простейшим моделированием: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги. Конкретно-образный тип мышления, характерный для 6-7-летних учеников, требует включения всех анализаторов организма: слуха, зрения, тактильных и двигательных сенсоров. Поэтому языковые абстракции, особенно звучащая речь, осваиваются при помощи составления схем: дети обучаются анализировать фонетическое слово и фразу, фиксируя результаты в схемах предложения, слова, слогов. В «Русской азбуке» В. Г. Горецкого принято цветовое обозначение звуков: красный — гласный, синий — согласный твердый, зеленый — согласный мягкий. В «Азбуке» О. В. Джежелей и многих других азбуках вы встретите другое обозначение: кружком — гласный звук, одной чертой — согласный твердый, двумя чертами — согласный мягкий. Мы также будем следовать этому принципу.

В подготовительный период обучения грамоте учащиеся выполняют собственно звуковой разбор.

При обучении детей умению пользоваться схемами звукового анализа проводятся разнообразные игровые упражнения, например:

1) для первичного знакомства с членением слов на отдельные звуки учитель вырезает человечка из белого картона, но, когда «звуки-человечки» обретают свой характер (гласный — «певец», согласный твердый — «крепыш», согласный мягкий — «мякиш»), они вырезаются из красного, синего и зеленого картона и становятся персонажами каждого урока. В класс приходит удивительный гость, бумажный человечек, назвавшийся Звуком. Сначала он поселяется на одной из «улиц» в «домике» на ленте букв (закрашиваются ячейки гласных). На последующих уроках он приводит своих друзей, которые заселяют определенные дома: красные дома — для гласных звуков, синие дома — для твердых согласных звуков, зеленые дома — для мягких согласных звуков. В дальнейшем звуки-человечки дарят каждому ученику конверт с набором карточек-квадратов красного, синего, зеленого цветов. Можно условиться, что звуки речи будем символически обозначать этими квадратиками;

2) еще один важный персонаж урока, который поселится в классе на долгие годы, — это любопытный человечек-вопросик «Как?» (нарисовать его может каждый учитель, сообразуясь со своей фантазией). Этот дотошный «одноклассник» после выполнения любого задания будет каждый раз спрашивать: «Как вы это сделали?», «Как вы составили такую схему?», «Как вы решили такую сложную задачку?», «Как вы сумели это понять (объяснить, обозначить, написать, рассказать и т.п.)?» Другими словами, этот персонаж будет мотивировать учеников к рефлексии своих учебных действий. Отвечая на его вопрос, ребенок будет восстанавливать порядок учебных действий и тем самым осознавать способ достижения результата.

Е. Антонова



См. также:
Игра с живым дилером
Выбираем геймплей по шансам
Повышение квалификации специалиста по закупкам
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Окна пластиковые Одинцово Окна пластиковые купить в Одинцовском районе в Одинцово куплю сертификат медицинского работника в Москве
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Стойка Парус Сегодня рекламные стойки можно увидеть в торговых центрах, административных зданиях и практически во всех местах общественного пользования. Цель размещения рекламных стоек может быть самая разная. Производство стоек осуществляется с целью размещения на них рекламных буклетов, визиток, брошюр или листовок.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005