Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения письму. Часть 2.

Современные программы и учебно-методические пособия по-разному предлагают обучение рукодвигательному умению письма. Чтобы осуществить выработку операционного состава графического действия, многие пособия включают три типа важнейших упражнений: на развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения учащихся, на усвоение норм графики и на отработку зрительно-двигательного и рукодвигательного образа букв.

Становление графического действия начинается с развернутых внешних операций: учитель показывает детям практическое действование с предметами (карандашом, ручкой, листом бумаги, с моделями букв и их элементов и т.д.), затем эти действия сокращаются, свертываются, протекают во внутреннем плане.

Выявление психофизиологического механизма графического действия и фонемно-графического характера русской письменности определяет операционный состав графического действия:

  • вычленение в рукописном облике буквы отдельных знакомых элементов (палочек, крючков, петелек, овалов и полуовалов);
  • разложение буквы на знакомые элементы и анализ вариантов их возможного соединения;
  • различение букв по наличию или отсутствию элемента, по их количеству и другим признакам;
  • установление их последовательности в букве (позднее — букв в слове);
  • перекодирование звуков в соответствующие графические символы (буквы);
  • восстановление по памяти облика буквы и ее элементов; - сравнение печатных и рукописных букв;
  • воспроизведение их на бумаге с помощью определенных движений руки;
  • обратное перекодирование рукописных букв в соответствующие звуки-фонемы;
  • слияние звуков-фонем в процессе чтения и соединение букв в слоге на письме;
  • соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Методика овладения графическим действием имеет следующий алгоритм:

1) рассматриваем букву;

2) выделяем основные составляющие ее элементы;

3) вспоминаем и прописываем их по воздуху;

4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место (нижняя линяя, верхняя линия, середина рабочей строки и т. п.);

5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем первый элеменг буквы;

6) так же работаем со следующими элементами.

При формировании графического действия решается несколько задач параллельно. Дети учатся различать четыре основных элемента русской графики: прямая наклонная («палочка»), прямая с закруглением внизу или вверху («крючок»), овал, прямая с петлей вверх или вниз («петелька»); тренировать навык их начертания; правильно держать ручку и тетрадь.

Внимание! Психологи и физиологи доказали вредность навязывания траектории написания элементов букв и безотрывного письма. Учитель показывает рациональную (традиционную) траекторию движения руки при написании буквы, однако, если ребенок настойчиво выполняет элемент по-своему, не следует добиваться переучивания. Это вызывает у первоклассника фрустрацию (тревожность), которая серьезно тормозит его продвижение в освоении письменных умений, как двигательных, так и интеллектуальных. Если учитель неукоснительно требует безотрывности при письме, то очень часто ученики (и леворукие, и праворукие) держат ручку неправильно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме. Поэтому рекомендуется после установления порядка написания буквы по образцу оставлять за каждым ребенком право выбора удобной ему траектории движения ручки при воспроизведении элемента буквы и безотрывности письма или отрыва линии в удобном для ученика месте.

Если вы хотите избежать серьезных проблем, начинайте учить писать только карандашом. Более того, руку для письма следует ставить так же, как это делают начинающие музыканты. Шариковая ручка пишет в любом положении, поэтому дета чаще всего «везут» ее, положив руку на ребро внешней стороны. Это порождает трудности в скорописи и каллиграфии. Если вы хотите, чтобы у школьника был красивый почерк, следует писать пером (перьевой ручкой). На данном этапе очень важны упражнения, тренирующие мышцы кисти, предплечья и спины.

Е. Антонова



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Актуальная информация купить стероиды у нас на сайте. Meratronik S a cyfrowe generatory sygnalowe do
Доставка сборных грузов из китая на http://www.dvm.group.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Стойка Парус В зависимости от предполагаемого места размещения рекламных стоек их конструкция может быть различной. Например, для уличного размещения используются стойки из прочных материалов, таких как пластик или оргстекло. Или же сборные конструкции, которые можно убрать в течение нескольких минут в случае возникновения форс-мажора.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005