Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения письму. Часть 3.

Очень важна правильная посадка детей за партой. Основная проблема первоклассников заключается в том, что у детей еще слабые мышцы спины, а при письме очень важно держать себя именно группой мышц спины. Прежде были парты, которые своей конструкцией заставляли ребенка сидеть правильно. В настоящее время, к сожалению, часто не соблюдаются санитарные нормы в отношении школьной мебели и возникает типичная ситуация — дети не держат правильного положения спины при письме (мышцы не тренированы), чаще всего «ложатся» на парту и пишут, облокачиваясь на руки, грудью на стол и т.п. Это сказывается отрицательно и на темпе письма, и на почерке и разборчивости записи, аккуратности тетради, и, наконец, на физическом здоровье, так как от неправильной посадки возникает мышечное напряжение, как результат — быстрая утомляемость, а в перспективе — болезни позвоночника, грудного отдела и т. п.

Следующая опасность подстерегает ребенка на пространстве парты (рабочего стола). Ученик плохо ориентируется на поверхности парты, на листе бумаги, на странице учебника. Некоторые учителя наклеивают небольшую ленту пластыря, тем самым обозначая границу и наклон верхней линии тетради: перед тем как начать писать, дети укладывают тетради вдоль обозначенной линии. Опытный учитель обязательно сориентирует ребенка: скажет, сколько клеток отступить от края, сколько строчек пропустить между рабочими строками и т.п.

«Грязная» тетрадь, неаккуратные записи значительно сильнее травмируют самого ребенка, нежели его «угнетателей»: учителей и родителей. Дети переживают из-за своих небрежно оформленных тетрадей, сами страдают от того, что часто невозможно понять, что же они «понаписали». Терпения и прилежания надолго не хватает, и это нормально с точки зрения физиологии и психологии возраста. Если не приучать их к чистописанию в игровой форме, то очень скоро учитель сталкивается с «сопротивлением материала», т.е. эмоционально-волевая сфера детского организма реагирует в зависимости от темперамента: от тревожности вплоть до невроза при выполнении письменных работ до защитной реакции в виде равнодушия. Эта проблема должна решаться на протяжении всего периода начальной школы, однако правильная постановка руки, посадки, чередование графических действий с фонематической работой, позволяющей переключить анализаторы с одного (зрительный, тактильный) на другой (слуховой, речедвигательный), дающей возможность отдохнуть мышцам тела, формирует успешность письменного навыка уже в период обучения грамоте и определяет дальнейшую успешность обучения без излишнего физиологического напряжения, которое является основной причиной замедления развития и обучения растущего организма. Психология, педагогика и физиология разъясняют учителям особенности этого переходного периода ребенка вполне научно обоснованными доводами, выдвигают объективные требования к организации учебного процесса и дают точные медико-психолого-педагогические рекомендации. Фактор внимательного отношения к каждому первокласснику определяет дальнейшее либо успешное, либо травматическое состояние ученика на протяжении всего обучения в школе. Однако в самой школе сложилась порочная практика, в результате которой учитель думает лишь о выполнении программы в ущерб здоровью школьников.

Показательными в этом смысле становятся и тетради учеников. Очень важно с первых уроков грамотно использовать доску. Насколько рационально вы используете доску и другие наглядные средства (наборное полотно, картинки, буквы, выставляемые на панель у доски), насколько рационально и четко расположен наглядный материал урока, настолько точно он структурирован и в вашем сознании («в голове»). От этого зависит и отношение к записям на доске и в тетради учеников. Если классная доска — это «экран сознания учителя», го тетрадь — это «экран сознания» (корковые процессы мозга) ученика (включая и его бессознательное, т.е. подкорковые процессы). Если учитель методически верно делает записи, из урока в урок, используя части доски целенаправленно, то ребенок всегда может восстановить ход урока, рассуждений и объяснений по теме. Так, небрежный почерк учителя, хаотично расположенный материал на доске демонстрируют ученику соответствующие образцы прилежания. Следовательно, если ребенка не научили правильно вести записи в тетради в начальных классах, то это повлечет серьезные трудности в обучении в средней школе.

Е. Антонова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005