Методические материалы, статьи

Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Часть 1.

Зачем школьнику, начинающему изучать родной язык, необходимы знания о составе слова? Учеными было установлено, что к школьному возрасту период детского словотворчества заканчивается, дети интуитивно овладевают основными словообразовательными моделями и научаются правильно использовать слова в своей речи, но учителя замечают, что у младших школьников наблюдается ошибочное употребление слов, связанное с неправильным их образованием, например: непоседка вместо непоседа. Дети, не зная правильных форм слова, могут создавать собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работали бетонщики, штукатурщики. В речи детей могут употребляться просторечные или диалектные формы слов: они хочут, выстрелънул. Возможен пропуск морфем: есь вместо есть, трудящие вместо трудящиеся. Ученики могут употреблять в своей речи такие слова как, например, ложит, спотыкнулся, заместо, втыкана веточка, собакина конура.

Для того чтобы речь детей, как письменная, так и устная, была правильной уже на начальном этапе обучения, школьники знакомятся со словообразовательной системой языка.

Знания о морфемном составе слова, умения узнавать, выделять части слова и определять их значение лежат в основе всех видов речевой деятельности. Особенно важны они при чтении — для углубления понимания содержания необходимо уметь видеть строение слова, его «внутреннюю форму», обогащающую значение и смыслы конкретной лексемы, а на письме — для определения границ морфем и грамотного написания слова.

Ознакомимся с программой по русскому языку для начальной школы.

Состав слова. Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того оке слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Целью изучения этого раздела языка в начальной школе является формирование представления:

  • о составе слова, морфеме как единице языка (без определения этого понятия);
  • об основных морфемах — корне, приставке, суффиксе и окончании;
  • о некоторых морфологических способах образования слов в русском языке;
  • словообразовательных моделях, по которым образуются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

За время обучения в начальной школе у детей формируются умения:

  • выделять структурные элементы слова, определять их значение и функцию в слове;
  • видеть основу слова как план выражения лексического значения и окончание как план выражения грамматического значения;
  • пользоваться школьным словообразовательным словарем.

У младших школьников вырабатываются следующие навыки:

  • использование знания о составе слова и его словообразовании в речевой практике;
  • расширение индивидуального словаря морфем.

Словарный состав русского языка с точки зрения структурного строения слова неоднороден, в нем можно выделить слова непроизводные, изначально присущие языку или ставшие такими в процессе развития, например земля, небо, корыто, понедельник, и производные, имеющие помимо корня другие значимые аффиксы, например школьник, самолет, каменистый. Большая часть слов русского языка являются производными, созданными по закрепленным в языке словообразовательным моделям. Наличие таких конструкций позволяет носителям языка, с одной стороны, создавать новые слова, например компьютер-щик, дискет-к-а, с другой — толковать значение неизвестного слова путем членения его на морфемы, например последователь — тот, кто следует за кем-либо. Таким образом, большее количество слов в языке не запоминается, а воспроизводится по известным словообразовательным схемам и моделям.

Е. Антонова



См. также:
Доставка воды в городе Жуковский
Шоу на детский праздник - организация и оформление
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Картридж турбины В наличии большой ассортимент. Доставка в любой регион России.

 

Нажмите значок Сеть и доступ к Интернету, выберите Центр управления сетями и общим.. Нажмите Пуск, выберите Настройка Панель управления. В открывшемся окне щелкните два раза левой кнопкой мыши по значку Сетевые подключения (или Сеть и удаленный доступ к сети). Выберите значок Подключение по локальной сети и щелкните по нему правой кнопкой мыши, выбрав Свойства.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005