Методические материалы, статьи

Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Часть 2.

Все слова в русском языке состоят из значимых частей — морфем. На начальном этапе обучения школьники учатся выделять в слове корень, приставку, суффикс и окончание. Морфема — это наименьшая часть слова, обладающая значением. Если корень слова — это его обязательная часть, несущая основное лексическое значение этого слова, то приставка и суффикс являются необязательными частями слова, они привносят дополнительное лексико-грамматическое значение. Окончание слова передает грамматическое значение. Так, лексическое значение слова чайник 'сосуд для кипячения воды или заварки чая' складывается из лексического значения корня чай, лексико-грамматического значения суффикса -ник- посуда, предмет, неодушевленный и грамматического значения нулевого окончания — предмет, мужской род, единственное число, именительный падеж.

Коммуникативно-деятельностная методика строится на точном употреблении научных фактов, явлений, понятий. Поэтому, прежде чем приступить к разработке урока по конкретной теме, учитель должен сам рассмотреть понятие, которое будет изучаться на уроке как лингвистический факт. Сначала следует вспомнить (найти) определение понятия в лингвистическом словаре, сравнить его с определением, данным в школьном учебнике, и выделить те существенные признаки, которые под вашим руководством будут искать дети в подобранном вами дидактическом материале. Например, если тема урока «Суффикс», то мы сопоставляем определение в учебнике: «Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффиксы служат для образования слов» и в энциклопедии «Русский язык»: «Морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение — словообразовательное или грамматическое — и находящаяся между корнем и флексией». Мы видим, что определение учебника неполное и может вызвать у детей ошибку — подмену окончания суффиксом и наоборот, особенно в словах с нулевым окончанием: бочонок — бочоночек. Поэтому следует продумать ход урока с точки зрения установления детьми разницы между положением и ролью суффикса и положением и ролью окончания в слове. Отсюда вытекает и понимание того, что окончание уже должно быть известно детям. Значит, предыдущие темы урока должны были построить в сознании учеников понятия корень и окончание как играющие разную роль в слове: корень отвечает за смысл слова, его значение, а окончание показывает, как это слово может изменять свою форму, не меняя значения. Проводится такое сопоставление методом наблюдения за однокоренными словами: добро - добряк - добрый - доброта - подобрел. Мы выделяем общий корень -добр-, а затем обсуждаем, почему у слов разное значение. При этом параллельно рассматриваем и формы этих слов: есть добро, нет добра, доволен добром — значение не меняется, меняется только окончание — и показываем это схематически.

Также поступаем и с другими однокоренными словами .

Таким образом дети усваивают чисто практически роль корня и окончания в слове и подготовлены к обсуждению тех частей слова, которые изменяют их значение, — приставки и суффикса.

Для обучения правильному написанию слов важно научить школьников выделять морфемы и устанавливать их тождество, так как основной принцип русской орфографии гласит: все морфемы в словах пишутся единообразно. Только небольшая часть слов пишется традиционно (как принято), и совсем небольшая часть слов пишется так, как слышится. На практике бывает не всегда просто решить, действительно ли анализируемые слова имеют в своем составе одну и ту же морфему. Между частями слова, так же как и между отдельными словами, существуют различные связи, между собой морфемы могут находиться в отношениях синонимии, омонимии, антонимии и т.д. Например, сравним значение суффикса -ниц- в словах сахарница и монтажница.

Е. Антонова



См. также:
Ответы к учебнику математики за 5 класс автора Виленкин
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На сайте http://lanord.ru самокат детский с мотором.

вентиляция монтаж
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
алюминизированный глушитель Чтобы справиться со всем спектром звуковых частот, применяются глушители нескольких типов в зависимости от способов глушения. Их разделяют по месту расположения - в таких случаях резонатор иногда называют предварительным или передним глушителем, а глушитель поглощающего типа - основным или задним - либо комбинируют в одном корпусе. Если к упомянутым элементам добавить промежуточные трубы и сильфон, в народе - гофру, представляющую собой гибкое соединение, которое необходимо...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005