Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы первой ступени обучения. Часть 2.

В связи с конкретно-образным мышлением первоклассников необходимо использовать наглядность в виде схем (моделей) звучащего слова. При этом необходимо знать некоторые приемы адаптации понятий языка через создание различных образов, закрепляющих основные характеристики этих понятий, в доступной детям форме.

Звук можно назвать «домоседом», так как мы его всегда изображаем в «домике» (так мы называем транскрибционные скобки), ведь написать звук нельзя, этим он отличается от буквы. Это дети должны прочно запомнить и понимать разницу. Есть звуки-«сестренки», т.е. парные по мягкости—твердости или звуки-«братишки», парные по глухости —звонкости.

Специфика процесса восприятия у шестилетних детей такова, что ими усваивается материал, преподнесенный в игровой, яркой форме. Поэтому учителю необходимо проявить выдумку, фантазию и творчество, чтобы найти яркий образ для формируемого понятия. Однако следует помнить, что подбор таких образов не должен быть случаен или произволен: образ должен нести в себе характерологические черты понятия.

В подготовительный период проводятся упражнения на звуковой анализ и синтез, направленные на закрепление у детей определенных фонетических знаний, а также умения слышать конкретные звуки, осознанно оперировать ими. Например:

  • из слияния [но] ([ра], [ни] и т.д.) выделить гласный звук;
  • из слияния [да] ([ра], [мы] и т.д.) выделить согласный;
  • из слияния [но] выделить по порядку все звуки;
  • из звуков [в] и [о] ([г] и [у] и т.д.) образовать слияние;
  • образовать слияние с согласными звуками [м], [м'], [н], [н'], [к], [к'];
  • образовать слияние с гласными звуками [у], [о], [а], [ы], [и], [э] и нарисовать к данным слогам схему;
  • игра «Не ошибись!»: учитель называет отдельные звуки [о], [к], [к'], [м], [л'], [т], [р'], а учащиеся показывают соответствующие им карточки-квадраты синего, зеленого или красного цвета (далее игра усложняется, и дети показывают слоги разных типов).

Обязательными для этого периода являются упражнения на определение ударения в словах. Так, например, игру на определение ударного слога при помощи специально подобранных картинок и соответствующих им схем слова с указанием ударного слога можно провести так: одной группе учащихся раздаются картинки с изображением предметов, а другой — слоговые схемы названий этих же предметов с ударением на разных слогах. Ученик одной группы с табличкой-схемой слова подходит к однокласснику, который держит картинку с изображением предмета (например, виды транспорта), и задает вопрос, выделяя ударный слог в названии предмета: «У тебя трамвай?» Если схема с указанием ударного слога соответствует слову, называющему предмет, изображенный на картинке, то дети берутся за руки и отходят в сторону. Так две группы детей перестраиваются в пары, которые держат над головой картинки и соответствующие им слоговые схемы слов.

Одновременно проводятся первые упражнения, тренирующие руку для письма, а в результате устных аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух учащихся. Последнему требованию придается особенно большое значение: дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом к начальному этапу освоения чтения, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Тематика уроков подготовки к чтению по «Азбуке» на безбуквенной ступени: «Азбука» — первая учебная книга по родной речи»; «Речь (устная и письменная)»; «Предложение»; «Слово»; «Предложение и слово»; «Слог, ударение»; «Звуки речи», «Звуки в словах, гласные и согласные звуки». Каждый пятый урок — повторение и обобщение; еженедельно — 15-18 мин отводятся на внеклассное чтение.

Е. Антонова



См. также:
Преимущества онлайн-казино
Причины популярности онлайн покера
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
профлист в самаре Продукция. Профлист - Прайс. Профилированный металл.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005