Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы первой ступени обучения. Часть 2.

В связи с конкретно-образным мышлением первоклассников необходимо использовать наглядность в виде схем (моделей) звучащего слова. При этом необходимо знать некоторые приемы адаптации понятий языка через создание различных образов, закрепляющих основные характеристики этих понятий, в доступной детям форме.

Звук можно назвать «домоседом», так как мы его всегда изображаем в «домике» (так мы называем транскрибционные скобки), ведь написать звук нельзя, этим он отличается от буквы. Это дети должны прочно запомнить и понимать разницу. Есть звуки-«сестренки», т.е. парные по мягкости—твердости или звуки-«братишки», парные по глухости —звонкости.

Специфика процесса восприятия у шестилетних детей такова, что ими усваивается материал, преподнесенный в игровой, яркой форме. Поэтому учителю необходимо проявить выдумку, фантазию и творчество, чтобы найти яркий образ для формируемого понятия. Однако следует помнить, что подбор таких образов не должен быть случаен или произволен: образ должен нести в себе характерологические черты понятия.

В подготовительный период проводятся упражнения на звуковой анализ и синтез, направленные на закрепление у детей определенных фонетических знаний, а также умения слышать конкретные звуки, осознанно оперировать ими. Например:

  • из слияния [но] ([ра], [ни] и т.д.) выделить гласный звук;
  • из слияния [да] ([ра], [мы] и т.д.) выделить согласный;
  • из слияния [но] выделить по порядку все звуки;
  • из звуков [в] и [о] ([г] и [у] и т.д.) образовать слияние;
  • образовать слияние с согласными звуками [м], [м'], [н], [н'], [к], [к'];
  • образовать слияние с гласными звуками [у], [о], [а], [ы], [и], [э] и нарисовать к данным слогам схему;
  • игра «Не ошибись!»: учитель называет отдельные звуки [о], [к], [к'], [м], [л'], [т], [р'], а учащиеся показывают соответствующие им карточки-квадраты синего, зеленого или красного цвета (далее игра усложняется, и дети показывают слоги разных типов).

Обязательными для этого периода являются упражнения на определение ударения в словах. Так, например, игру на определение ударного слога при помощи специально подобранных картинок и соответствующих им схем слова с указанием ударного слога можно провести так: одной группе учащихся раздаются картинки с изображением предметов, а другой — слоговые схемы названий этих же предметов с ударением на разных слогах. Ученик одной группы с табличкой-схемой слова подходит к однокласснику, который держит картинку с изображением предмета (например, виды транспорта), и задает вопрос, выделяя ударный слог в названии предмета: «У тебя трамвай?» Если схема с указанием ударного слога соответствует слову, называющему предмет, изображенный на картинке, то дети берутся за руки и отходят в сторону. Так две группы детей перестраиваются в пары, которые держат над головой картинки и соответствующие им слоговые схемы слов.

Одновременно проводятся первые упражнения, тренирующие руку для письма, а в результате устных аналитико-синтетических слого-звуковых упражнений развивается речевой слух учащихся. Последнему требованию придается особенно большое значение: дети должны быть подготовлены слоговым и звуковым анализом и синтезом к начальному этапу освоения чтения, у них должны быть сформированы представления о звуковой природе речи, о звуковом строе языка.

Тематика уроков подготовки к чтению по «Азбуке» на безбуквенной ступени: «Азбука» — первая учебная книга по родной речи»; «Речь (устная и письменная)»; «Предложение»; «Слово»; «Предложение и слово»; «Слог, ударение»; «Звуки речи», «Звуки в словах, гласные и согласные звуки». Каждый пятый урок — повторение и обобщение; еженедельно — 15-18 мин отводятся на внеклассное чтение.

Е. Антонова



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005