Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 3.

При обучении детей грамоте в основной период по азбукам В. Г. Горецкого (с соавторами), О. В. Джежелей первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого-звуковой анализ слов. Проведение анализа звучащей речи представляет для обучающихся грамоте довольно сложную задачу, поскольку сам объект анализа подвижен, не зафиксирован во времени и в пространстве. Только на слух проанализировать структуру слова ребенку трудно. Помогает многократное проговаривание анализируемого отрезка речи. Еще в большей степени способствует снятию указанных трудностей применение графических моделей различных отрезков речи, которые выступают в качестве внешнего средства фиксации анализируемой речи и служат вследствие этого для учащихся опорой при проведении звукового анализа. Поэтому формирование умения слышать звучащее слово продолжается с помощью звуко-буквенного анализа, использования звуковых моделей, игр со звучащими словами.

Обучаясь чтению, ребенок учится и мыслить и, наоборот, обдумывая задачу, попутно научается читать. Поэтому первая тема букварного периода обучения посвящена буквам гласных и имеет решающее значение в системе Д. Б. Эльконина.

Д. Б. Эльконин писал, что для формирования способов звукового (фонемного) анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Современная методика проведения звукового анализа слов уточнена его последователями, технология на данном этапе обучения отработана и включена в методические разработки к «Букварю» Д. Б. Эльконина.

Правило русской графики, регулирующее твердость (мягкость) согласных при чтении и письме, осваивается практическим образом. Знакомство детей с этим правилом осуществляется приемом сопоставления графической схемы звуков и буквенной формы слова.

Различение по твердости — мягкости согласных учитель проводит с помощью приема сопоставления звуков и сравнения состояния ротовой полости при образовании пары звуков: составим звуковые схемы трех слов, которые я произнесу, и понаблюдаем за их внешностью и характером. Как называют причал для катеров? Правильно, мол. Сколько слогов в данном слове? Один. Протяните этот слог. Какие отношения у звуков? Сначала «дружная семейка» (слог-слияние), а затем «замочек» — согласный звук [л].

Сравним состав слова мол с последним словом в стихотворной строчке: У Пегги умный жил козёл: он бородой дорожки мёл. Послушаем эти два слова и найдем в них различия. Правильно, они называют разное: мол (причал) и мёл (действие с метлой). Составим звуковую модель последнего слова. Сравним схемы слов: по строению и по «характеру» звуков: слог-слияние с «замочком», но первый звук различается (в слове мол — твердый, а в слове мёл — мягкий). Посмотрите, вот еще прилетело какое-то насекомое, вредное: все шапки и варежки у нас в шкафу поело. Да, это моль. Послушаем само слово [мол'], составим схему. Что мы увидели? Правильно, опять слог-слияние с «замочком», но отличается от двух предыдущих слов мягким звуком [л']. Вот три разные схемы, что можно сказать об этих словах? Верно, три разных слова, потому что хоть у них и одинаковые по количеству звуков и типу слоги («слияние с замочком»), но каждый имеет по одному отличающемуся звуку (по характеру), и сразу слово становится другим по смыслу. Значит, у звука в слове очень важная роль, правда? Он помогает отличать слова друг от друга по смыслу, или, как говорят ученые, по значению. А вот уже и наш дружок «Как?» прибежал, о чем он спрашивает, не могу никак расслышать. А вы понимаете, что он хочет спросить? Да-да, как мы догадались о той, что один звук может изменить целое слово. Давайте расскажем ему, как мы это узнали. Что мы делали сначала? Слушали слова, определяли их устройство: сколько слогов, какие они («дружная семейка» или «дружная семейка» с «замочком»), потом послушали, из каких по «характеру» звуков состоят эти слова. Чтобы лучше это увидеть, мы нарисовали схемы этих звучащих слов, а на схеме сразу и увидели и сходство и различие. А потом подумали, что же эти слова обозначают, да? Выяснили, что значение (смысл) у них разное: мол {причал), мёл (действие с метлой) и моль (насекомое). Теперь ты понял, «Как»? Знаете, что мне сейчас на ушко сказал «Как»? Он сказал, что вы умеете думать и действовать, как ученые! (Для закрепления, можно понаблюдать за звучащими парами: брат — брать, шест — шесть, лук — люк, мать — мять, составляя схемы и сравнивая слова по структуре и значению.)

Е. Антонова



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Видсверху Декоративные элементы - Декоративные свечи ООО "Пять с плюсом" Интернет-магазин декоративных элементов в Нижнем Новгороде. Мы принимаем к оплате:

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005