Методические материалы, статьи

Задачи и содержание этапов формирования читательской самостоятельности. Часть 1.

Формирование читательской деятельности не ограничивается уроками классного чтения. Чтение имеет непреходящее значение для становления языковой личности, поэтому в начальной школе ставится задача приучить детей к самостоятельному чтению, умению выбирать книги для досуга, получать удовольствие от сложной интеллектуальной работы сознания, каковой является чтение как деятельность.

С середины прошлого столетия в школьную программу были включены уроки внеклассного чтения. Целью этого раздела программы стала функция учителя вырабатывать привычку читать вне школы, контролировать процесс приобщения к миру книг с точки зрения гигиены чтения и воспитания вкуса к литературным образцам мировой классики. К началу 1970-х гг. относятся попытки разработать научную систему формирования читательской самостоятельности. Коллектив исследователей под руководством Н. Н. Светловской, разрабатывая данную проблему, вышел на закономерности приобщения младших школьников к самостоятельному чтению, создал специальную методику, проверка которой в широком опытном обучении российских школ показала ее неоспоримое преимущество перед установившейся в школе традицией обычного контроля учителя за чтением учащимися вне школы. Эффективная методическая система формирования читательской самостоятельности состоит из трех этапов обучения: подготовительного (I класс), начального (второй год обучения в начальной школе) и основного, который разбивается на третий год обучения и четвертый — завершающий — год обучения.

Каждый из этапов работы имеет собственные цели, решает специфические задачи и имеет свое содержание и структуру уроков внеклассного чтения в современных условиях. Детская книга становится основным учебным материалом, а методисты разработали специальные требования к использованию книг на разных этапах обучения.

Подготовительный этап приходится на I класс, когда один раз в неделю на уроке обучения грамоте затрачивается 20 — 25 мин на знакомство с книгой. Как правило, учитель читает приготовленную для внеклассного занятия книгу, а затем демонстрирует ее. На уроках внеклассного чтения используется метод рассматривания: заглавие, имя автора, иллюстрации показываются для того, чтобы ребенок знал ориентиры, на которые опирается читатель при выборе книги. Оформление книги (картинки, рисунки и т.п.), ее заглавие всегда отражает содержание произведения, в ней заключенное. Об этом проводится беседа с первоклассниками. Изученная и прочитанная книга открывает полочку «Книжный мир», на которую впоследствии будут ставиться все прочитанные на уроках внеклассного чтения произведения.

Начальный этап приходится на второй год обучения в начальной школе: урок становится пропедевтической работой, направленной на приучение детей ориентироваться в незнакомых книгах. Подготовка выставки, рассматривание принесенных учителем (и учениками) книг ориентированы на выработку у школьников умения прогнозировать содержание по внешним признакам книги. Поэтому урок, как правило, имеет две фазы: на первой организуется беседа по ознакомлению с выставкой книг, вторая — с чтением выбранной книги и проверкой догадок, связанных с прогнозированием содержания, высказанным на первой фазе урока. Постепенно учитель усложняет задачу ориентировки в книжных новинках: усложняется шрифт, увеличивается количество текста на страницах, уменьшается количество иллюстраций. Доля самостоятельности учащихся также увеличивается: готовятся рассказы о принесенных на выставку книгах, чтение на второй фазе урока осуществляется учениками, дети начинают составлять картотеку прочитанного (по тематике, по авторскому списку и т.п.).

Основной этап обучения работы с книгой — III класс начальной школы — посвящен формированию читательского интереса. Задачами этого этапа становится закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей. Степень участия школьников в организации урока внеклассного чтения становится доминирующей. Учитель направляет деятельность учащихся по выбору книг для домашнего чтения, но выставка, которую создают сами ученики из книг, принесенных самостоятельно, становится организующим ядром урока внеклассного чтения, так как презентация книг, прочитанных дома, позволяет формировать читательский интерес, расширять кругозор и знания о писателях, развивать речь и мышление учеников.

Е. Антонова



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Электроприводы сдвижной двери Поэтому купленные у нас Автозапчасти ГАЗ легко установить на ГАЗели разных годов выпуска, что облегчает выбор. Одно из наших популярных предложений – электропривод сдвижной двери. Современные авто должны быть максимально безопасны, поэтому автоматические двери для микроавтобусов, особенно работающих на маршрутах, – обязательный элемент, обеспечивающий комфорт пассажирам.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005