Методические материалы, статьи

Знакомство с элементами книги и их функциями.

Книга, конечно, не является незнакомым предметом для младшего школьника. Ребенок с детства знает такие элементы книги, как обложка, страницы, иллюстрации (картинки). Однако эти знания носят эмпирический характер, дети не умеют ориентироваться в книге, не знают, а часто и не задумываются о назначении отдельных ее элементов.

Знакомству с основными элементами книги следует посвятить специальный библиографический урок, проводимый в рамках предмета «Литературное чтение». Целью урока является практическое знакомство с обложкой, страницами, иллюстрациями и формирование у детей представления о назначении данных элементов.

Поскольку книга — знакомый детям предмет, важно побудить их посмотреть на книгу как на одно из гениальных изобретений человечества, вызвать интерес к ее устройству. Преобладание у младших школьников наглядно-действенного мышления делает необходимым использование таких приемов обучения, при которых каждый ребенок является активным участником действия, а не просто наблюдателем, поэтому важно, чтобы у каждого ребенка в руках была книга.

Причем целесообразно, чтобы книжки были разными как по формату, так и по оформлению, например, разные издания книги К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Это произведение хорошо знакомо младшим школьникам, им легко ориентироваться в его содержании, имеется большое количество изданий, оформленных разными художниками, что позволяет практически наблюдать за общими и индивидуальными особенностями оформления книги.

Приведем вопросы для беседы.

  • Давайте рассмотрим книгу. Кто ее автор? В каком месте обложки помещена фамилия автора? Как вы думаете, почему фамилию автора всегда помещают вверху обложки? Кто уже знаком с произведением этого автора? Какие читали книги? Покажите на обложке название произведения, помещенного в этой книге. Отличается ли шрифт, которым написано название, от шрифта, которым набрано имя автора? Что изображено на обложке этой книги? Как вы думаете, зачем на обложке помещают картинку? Любой ли рисунок может быть помещен на обложке книги? Можно ли догадаться по иллюстрации, какое произведение помещено в книге? Какие моменты выбрали художники, оформлявшие книги?

Сравнивая обложки разных книг, дети увидят общие и индивидуальные черты, сами сформулируют требования к оформлению обложки, придут к выводу, что на обложке всегда изображается один из самых главных эпизодов книги. Аналогично можно построить работу по знакомству с иллюстрациями, страницами как элементами книги.

Закрепление полученных знаний должно происходить на уроках по всем дисциплинам при встрече с новой книгой: первоклассники постепенно приучатся правильно называть книгу, указывая фамилию автора и название, ориентироваться в содержании книги по ее обложке и иллюстрациям.

Сведения о других элементах книги вводятся постепенно. Так, например, знакомство с титульным листом целесообразно построить на сравнении его содержания и оформления с содержанием и оформлением обложки книги. Сравнение — сложная задача для первоклассника, поэтому работа ведется с опорой на наглядно-действенное мышление: у каждого ребенка на парте книга, с которой он работает.

Полезно создать в классе «Книжкину больницу». Известно, что интерес к работе у детей быстро угасает, его нужно поддерживать. С этой целью хорошо организовать выставку починенных книг в библиотеке, показать книги, отремонтированные детьми, на родительском собрании.

На всех школьных предметах при знакомстве с новыми учебниками, атласами, словарями необходимо уделять внимание анализу обложки и устройству аппарата ориентировки в книге. Так, например, умение пользоваться условными обозначениями и методическим аппаратом учебника формируется на каждом предмете сначала при знакомстве с новым учебником, затем в повседневной учебной деятельности учащихся при работе с учебными книгами.

Умение ориентироваться в книге, используя оглавление, формируется в течение длительного периода. Наблюдения показывают, что даже многие взрослые люди начинают листать книгу вместо того, чтобы обратиться к оглавлению и узнать нужную страницу. На уроках в начальной школе ради экономии времени многие учителя учат детей открывать книгу «по закладочке». Возможно, это и сэкономит несколько минут на уроке, но затруднит работу в будущем. Значительно целесообразнее приучать детей находить изучаемую тему по оглавлению учебника.

Первоклассники еще плохо ориентируются в отношениях «больше—меньше», поэтому, даже зная номер нужной страницы, они долго ищут ее в книге. На уроке математики при изучении натуральной последовательности числового ряда можно учить детей находить определенные страницы в книге, используя сравнение чисел.

С. Кислинская



См. также:
Как выигрывать в рулетку
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Где купить аквариум в Москве. Аквариум купить Москва 30-50 литров.Для вас недорого расшифровка изображений в рассрочку со скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005