Статьи, интервью, публикации

Керамика раку: простота, вмещающая космос

Если обычный европеец, не посвященный в тонкости чайной церемонии Страны Восходящего Солнца, возьмет в руки японскую чашку керамики раку, он, привыкший к вычурным сервизам с цветочками и изяществом форм, вряд ли оценит ее по достоинству. Простота и даже некоторая грубоватость, потрескавшаяся глазурь, неровные края, местами шершавая, а местами гладкая поверхность. Единственное, что завораживает с первого взгляда, – это цвет. Но в этой безыскусной, на первый взгляд, чаше скрыта многовековая тайна...

В далеком XVI веке, в год, когда умер основатель японского искусства чая Мурата Сюко, на свет появился мастер Танака Тёдзиро, потомственный изготовитель керамической черепицы. Мурата Сюко оставил после себя ученика – Сэн-но Рикю – и передал ему свою философию чайной церемонии, кардинально отличающуюся от китайской, пришедшей в Японию из Китая еще в VII веке. Одной из ее главных особенностей стало изготовление особой чайной утвари, которую создали и ввели в обиход два великих мастера – Танака Тёдзиро и Сэн-но Рикю. Место драгоценных китайских ваз и чаш из бронзы, фарфора и лака заняли грубоватые бамбуковые вещи и «чаши раку». Этот стиль простоты и естественности отражал философию дзэн-буддизма и был призван не отвлекать внимание внешним блеском или замысловатым узором посуды от общения, согласия, не вносить диссонанс в мир «единого сердца» во время чайной церемонии.

Европейцев с технологией «раку» познакомил керамист-англичанин Бернард Лич, открывший в 20-х годах XX века мастерскую в Лондоне. Эксперименты с глазурями непрестанно вдохновляют художников-керамистов всего мира. Среди них – француз Эрнест Шапле, американец Алекс Лонг, россияне Дмитрий Холево и Валентина Кузнецова.

Медальон Раку

Технология керамики «раку» имеет несколько секретов. Мастер формует изделие руками, без гончарного круга. И в его рождении нет ничего особенного – оно так же, как и все его глиняные собратья, помещается в печь для просушки и затвердения перед покрытием глазурью. Чудо начинается позже. Если обычную керамику оставляют в печи до полного остывания, то здесь покрытые специальной металлизированной глазурью чаши раскаляют в печи при 1000-градусной температуре, затем быстро достают щипцами, помещают в наполненную опилками яму и накрывают, лишив доступа воздуха. Процесс тления опилок с выделением угарного газа заставляет высвобождать кислород из оксидов в глазурях. Потрескавшаяся металлизированная поверхность и совершенно непредсказуемые эффекты глазури и рисунка с мерцающими, как звезды, вкраплениями металлов, создают непередаваемую медитативную красоту таких изделий. Двух одинаковых в природе нет, и каждое из них – сюрприз для мастера, его дитя и неразгаданная тайна.

Чашки изгибы -

Полупрозрачный дымок...

Благоговенье...

Источник

Благодарим специалистов мастерской Русская майолика за предоставленные материалы.

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005