Активность учащихся и активизация их учения. Часть 2.
Учебная деятельность, т. е. учение, включает внешнюю и внутреннюю стороны; аналогично и в активности учащихся следует различать внешние и внутренние ее проявления. Их не следует противопоставлять друг другу, ибо внешняя активность зачастую является проявлением внутренней и наоборот. Однако нельзя и приравнивать, нельзя удовлетворяться только внешним проявлением активности учащихся. Для педагога важна в первую очередь внутренняя, познавательная активность, скрытая, часто незаметная внешне работа мысли учащегося, выражающаяся в способности самостоятельно думать, рассуждать, делать самостоятельные умозаключения.
Познавательная активность учащихся проявляется во внимательном слушании преподавателя, в сосредоточенном наблюдении изучаемых предметов и явлений, в стремлении понять и разобраться в сущности изучаемого материала и прочно усвоить его. Более высокими показателями познавательной активности учащихся является способность и стремление анализировать, сопоставлять, сравнивать, доказывать, строить предположения. Познавательная активность проявляется также в готовности и умении по собственной инициативе ставить определенные познавательные и поисковые задачи, находить способы их решения, а также в умении применять знания и способы деятельности в новых учебных и учебно-производственных ситуациях.
Это уже творческий уровень познавательной активности, для которого характерны такие показатели, как новизна и оригинальность принимаемых решений, отход от шаблона, способность осуществлять деятельность в новых, нестандартных условиях. Такой уровень познавательной активности характеризует развивающую функцию учебного процесса.
Познавательная активность учащихся, будучи объективной закономерностью, важнейшим фактором эффективности процесса обучения, возникает и развивается не сама по себе. Для возбуждения и поддержания активности учащихся на достаточно высоком уровне необходимо наличие благоприятных для этого условий.
Прежде всего учащиеся должны иметь четкое представление о том, что и для чего они изучают, как получаемые знания и умения связаны с тем, что они уже изучили и что будут изучать, о роли и значимости этих знаний и умений в овладении профессией, специальностью, т. е. иметь целевую установку на глубокое и прочное усвоение изучаемого материала, а также четкую ориентировочную основу их учебной деятельности.
Необходимо также, чтобы учащиеся владели основными учебными умениями — слушать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, выделять основное, сосредотачивать на нем внимание, выбирать наиболее целесообразное решение, проверять его, производить самоконтроль и самооценку своих действий. Именно в этом — учить учащихся учиться — педагог должен видеть одну из важнейших своих задач. Важным условием становления и развития познавательной активности учащихся является координация обучающей деятельности педагогического коллектива учебного заведения в вопросах активизации учебно-познавательной деятельности учащихся — преподаватель, мастер в одиночку не смогут справиться с этой задачей.
В связи с рассмотрением вопроса об активности учащихся в учебно-познавательной деятельности, возникает вопрос: как активизировать учащихся, какие пути, методы, методические приемы для этого применять?
Необходимо сразу отметить, что эталона, стандарта методов, приемов, способов активизации познавательной деятельности учащихся, одинаково пригодных для любого мастера, преподавателя, для любой педагогической ситуации, нет и быть не может. Педагогический процесс — процесс творческий, у каждого преподавателя, мастера складывается свой «педагогический почерк», каждый из них по-разному активизирует познавательную и учебно-производственную деятельность учащихся. В связи с этим рассмотрим только основные, типичные пути и способы активизации учения.