Восемь мифов о профессиональном самоопределении подростка, прежде чем говорить о профориентации в школе начала 21 века...

Николай Федорович Родичев
Институт содержания и методов обучения РАО, вед.н.с.
nrodichev@yandex.ru


Вступление

Начиная разговор о мифах, связанных с проблемой профессионального самоопределения, мы понимаем под мифом не только то, что сказано об этом явлении в словарях и энциклопедиях. Миф - это не только некая могущественная установка, мнение или идея, объясняющие то или иное явление и обладающие огромной силой воздействия на человека. Миф - это также и защитный механизм, который спасает человеческое сознание от неизбежного "шока", возникающего при попытке осмыслить какую-либо неординарную проблему (в нашем случае - проблему профессионального самоопределения и становления человека). В этом контексте миф является тем инструментом, который человек вынужден изобретать сам для того, чтобы установить диалог с окружающим миром . А мир профессий и путей продолжения образования является частью этого мира и с ним тоже надо как-то выстраивать отношения и посредством мифов защищаться от неизбежной встречи с его реалиями. Но, как и во многих похожих случаях, этот "защитный" механизм не всегда выполняет функцию этой защиты.

По данным психологических и социологических исследований, большинство "образованных" людей начала XXI века с большой охотой обращаются к услугам не только "квалифицированных" мифотворцев, представляющих политические и экономические силы. Они с полным доверием внимают увещеваниям современных магов, астрологов, псевдоцелителей и прочих умельцев, создающих и культивирующих весьма примитивные мифы, используемые для манипуляции человеком.

Примеры манипулирования человеком с использованием его потребности в мифотворчестве в области профессионального самоопределения очевидны. Так, в 90-х годах во многих центрах занятости посетителей встречали на входе плакаты с "профориентационной астрологией". В настоящее время у ведущих операторов мобильной связи можно "пройти профориентационное тестирование", используя СМС-услуги на мобильном телефоне.

Сам же человек, творя свои собственные мифы о профессиональном самоопределении, охотно снимает с себя ответственность за совершаемый выбор, перекладывая ее на своих помощников, как самостоятельно выбранных, так и навязанных ему социальной средой.

Таким образом, человек одновременно и не может без мифотворчества, без жизни в собственных и чужих мифах, но и не может жить, не освобождаясь от них. Во многом это касается и "профориентационных" мифов.

Попробуем перечислить основные группы таких мифов:

  • мифы о подростках как о субъектах профессионального самоопределения;
  • миф о родителях, как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении;
  • миф об общем образовании, как о помощнике в профессиональном самоопределении;
  • мифы об учителях, как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении;
  • мифы о психологах, как о помощниках школьнику в профессиональном самоопределении;
  • мифы о послешкольном профессиональном образовании;
  • мифы о рынке труда в постиндустриальном обществе;
  • мифы о профессии и том, как ее выбирают.



  • Члены редколлегии:
    Богуславский А. А.
    Галаган С. И.
    Ремнев А. А.
    Родичев Н. Ф.
    Третьяк Т. М.
    Федотова С. В.
    ГЛАВНАЯ
    Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
    Кованые светильники Купить кованые светильники оптом.

    Номинант Примии Рунета 2007

    Всероссийский Интернет-педсовет - 2005