Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


Введение

Предмет, находящийся в центре нашего внимания, то есть религии и религиозная жизнь, необыкновенно сложен и тонок. В отличие, например, от математических формул или химических реакций, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений. Разговор о религии затрагивает глубокие, а подчас потаенные и неосознанные сферы психики, как педагога, так, зачастую, и учащегося. К тому же, если не принимать во внимание формальную атеистическую пропаганду "коммунистической" эпохи, как объект изучения в школе, этот предмет совсем нов. В образовании не сложились стандарты и критерии обученности в данной области знаний. Поэтому будем считать, что мы, заинтересованные этой тематикой, стоим лишь в самом начале пути и только подходим к определению правильного тона, который позволит построить эффективную технологию преподавания. Хотелось, чтобы читатель принял эту работу не как очередную инструкцию, а как приглашение принять участие в совместном творчестве. Автора не пугает, что какая-то доля его предложений будет сочтена чрезмерно сложной или неприемлемой по каким-либо соображениям. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому. И это нормально.

Важнейшим критерием правильности выбранного нами пути может быть лишь то, насколько полезной станет наша работа для жизни отдельного человека и общества в целом. Но что же считать в данном случае критерием "полезности"? Автор считает, что к таким критериям относится, в первую очередь, возросшая образованность школьника в тонких проблемах религии, которая расширит кругозор и сделает богаче его духовный мир. Это, хотя бы в какой-то мере, изменит к лучшему лицо будущего российского общества: с одной стороны, послужит восстановлению его традиционных устоев, а с другой, ослабит агрессию и напряженность. Знания о религиях, знакомство с многоликой отечественной культурой, уходящей корнями вглубь веков, помогут россиянам по-новому взглянуть на себя и свое место в мире.

В центре нашего внимания будет находиться технологическая сторона обучения. Форма заочных лекций и объем планируемого текста не предполагает включения большого количества информации по предмету изучения, поэтому лекции не заменят обширной литературы, разного рода учебников, справочников и энциклопедий по предмету. Автор этих строк исходит из того, что общается с грамотным и подготовленным специалистом, который умеет добывать необходимую информацию самостоятельно. Надо надеяться, что учителю, осваивающему предмет, поможет знакомство с учебным пособием А.Е.Кулакова "Религии мира" (рекомендовано Министерством образования). Адресуя эту книгу старшеклассникам, автор старался максимально сконцентрировать на ее страницах все самое существенное и необходимое, придать изложению занимательную, "нескучную" форму.

Характер использования учителем рекомендаций, которые будут содержать эти лекции, будет в решающей мере зависеть от того, ведет ли он специальный курс "Религии мира" ("История религий", "Религиоведения, "Религии в России"), либо использует материал в качестве дополнения (модуля) в других курсах. О специальном курсе по изучению религий в общеобразовательных учебных учреждениях будет, разумеется, сказано особо.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Лечение зубов на верхней челюсти Появился дискомфорт во время при ема пищ и? Эти симптомы — повод для срочного визита в стоматологическую клинику. В рач диагностирует и проведет лечение зубов на верхней челюсти, что позволит вам быстро вернуться к привычному образу жизни без боли. Имейте в виду: болевые ощущения в области верхней челюсти могут быть связаны не только со стоматологическими проблемами.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005