Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы
Николай Федорович Родичев
Институт содержания и методов обучения РАО, вед.н.с.
nrodichev@yandex.ru
Неужели Вы не понимаете, что профориентация себя изжила?
(вопрос студентки 5 курса факультета психологии педвуза, прозвучавший в самом конце лекции, после внимательного изучения слушательницей в ходе занятия номера газеты "Мегаполис-Экспресс")
Вне всякого сомнения, слово "профориентация" несет на себе целый ряд ассоциаций, не вызывающих у многих из выпускников советской и российской школы радужных воспоминаний. Но даже в очень скупых строках Постановления Правительства от 09.06.2003. об эксперименте по введению профильного обучения нашлось место упоминанию о том, что вся работа затевается ради "апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии". Отрадно, что в правительственном документе так конкретизируется право будущих граждан страны на собственную биографию.
Вполне возможно, что изжила себя профориентация, создававшаяся в условиях индустриального общества, ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление. А профориентация, сообразная требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала. Впрочем, как и многое другое в существующих сейчас образовательных системах.
На что вообще сейчас можно ориентировать школьника - разве есть хоть какие-то приемлемые идеалы?
(учителя, коллеги)
Если воспользоваться толковым словарем, то легко обнаружить, что в русском языке "ориентация" трактуется в двух заметно отличающихся друг от друга смыслах. Первый из них - совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл - умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Термин "ориентация" в применении к ситуации реформирования отечественного образования (и в более широком контексте - реформирования общественного и экономического устройства) может рассматриваться и как заказанная государством "ориентация-манипулирование", и как поддержка необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной и старшей школы.
Вы считаете, что перед подростком уже в 9 классе стоит задача по выбору профессионального пути?
(студенты, учителя, коллеги )
Конечно, стоит. Не только жизненного пути, что очевидно, но и, в определенной степени, профессионального. И не только перед теми подростками, которые по окончании 9 класса уходят из школы, поступив в учреждение профессионального образования. И не только перед теми, кто продолжат обучение в школе, выбрав тот или иной профиль (в широком смысле). Но и перед всеми остальными, кто так или иначе будет "инвестировать" свои силы, время и деньги родителей в "непрофильное" обучение вместо того, чтобы уже на этапе старшей школы добиться успеха в чем-то более конкретном, реально ценящемся на рынке труда и образовательных услуг. И даже перед теми подростками - а их в нашей стране немало, кто, выражаясь молодежным жаргоном, вообще не собирается ни во что "вкладываться".