ЧАВО (часто задаваемые вопросы) по профильной и профессиональной ориентации в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке
Н. Ф. Родичев
- Неужели
Вы не понимаете, что профориентация себя изжила?
(вопрос студентки 5 курса факультета психологии педвуза, прозвучавший в самом конце лекции, после внимательного изучения слушательницей в ходе занятия номера газеты "Мегаполис-Экспресс") - На
что вообще сейчас можно ориентировать школьника - разве есть хоть
какие-то приемлемые идеалы?
(учителя, коллеги) - Вы
считаете, что перед подростком уже в 9 классе стоит задача по выбору
профессионального пути?
(студенты, учителя, коллеги ) - Вам
не представляется очевидным, что в 9 классе подросток не готов к осмыслению
профориентационных проблем?
(учителя, коллеги, участники тематического интернет-форума) - Зачем
нужна профориентационная работа в 11 классе - ведь в этот период она
уже бессмысленна, так как ребята все уже выбрали?
(очень часто задаваемый вопрос всеми работниками школы, преимущественно заместителями директоров) - В
девятом классе учатся не подростки, а настоящие дети. Мы же видим
круг их интересов и чувствуем их полную инфантильность. Они еще не
готовы к таким разговорам и просто не поймут, о чем вы с ними говорите.
(учителя) - Сейчас
роль школы в профессиональном выборе школьника ничтожна, выбор профиля
в старшей школе и места продолжения образования делают родители и
это признано практически всеми. Зачем школе брать на себя несвойственные
ей функции?
(учителя) - В
нашей школе профориентационная проблема практически неактуальна, до
последнего времени 100% выпускников поступали в Государственную Академию
нефти и газа. Сейчас, правда, некоторая часть ребят ориентируется
на МГИМО, МГУ, ГУ-ВШЭ…
(психолог из престижной ведомственной общеобразовательной школы) - В
настоящее время выбор места продолжения образования определяется только
размером денежной суммы, которую родители готовы потратить на то,
чтобы их ребенок поступил в хороший вуз. Какая же профориентация может
иметь право на существование, когда все определяют только деньги?
- То,
что будет происходить в старшей профильной школе - это кошмар. Мы
послушали то, что говорят о предстоящих реформах и с завтрашнего дня
в нашем издании начинаем компанию по агитации за массовый уход детей
из школы в экстернат.
(журналистка) - Профориентация?
А что, разве в школе есть такой предмет?
(школьники, студенты, учителя, директора школ, завучи, родители) - В
нашем регионе уже много лет успешно реализуется профориентационный
курс для восьмиклассников и девятиклассников. Начиналось все с курса
"Основы производства. Выбор профессии". Потом был "Человек-Труд-Профессия".
Сейчас и организационно, и методически отлажена система преподавания
курса "Твоя профессиональная карьера". Несмотря на то, что
иногда говорят о необходимости его обновления, я являюсь "фанаткой"
этого курса. До сих пор успешно действуют межшкольные учебные комбинаты,
где школьники проходят профессиональные пробы. Для этих целей мы использует
часы, отведенные на "Технологию" и часы регионального компонента.
Курс ведут специально подготовленные учителя, отлично владеющие методикой его реализации. Есть серьезные опасения, что массовое введение за счет "Технологии" предпрофильной подготовки и новых организационных форм профильной ориентации "размоет" существующий положительный опыт. Не знаю, как в других регионах, а в нашем идея профориентационной работы в этом случае окажется дискредитированной.
(сотрудник регионального института повышения квалификации) - Профориентационная
работа в том виде, в котором она ведется на Вашей экспериментальной
площадке, занижает уровень притязаний школьника. Если у подростка
есть мечта, то Вы своими лекциями о суровых реалиях рынка труда лишаете
его этой мечты, снижаете ему уровень самооценки, ориентируете на более
низкие ступени социальной лестницы.
(психолог, после лекции для школьников сотрудника службы занятости) - Вы
в своих лекциях рисуете какую-то радужную картину, надеваете подростку
розовые очки. Сейчас выпускник школы должен думать о том, чтобы хоть
как-то и хоть где-то пристроиться - неужели Вы не видите, что происходит
в обществе и на рынке труда?
(немосковские учителя) - В
N-ском районе вообще может не быть ни одного предприятия, на что тогда
ориентировать школьников?
(коллеги) - Профессиональная
ориентация, если вникать в ее проблемы и заниматься ею со школьниками,
отнимет и у нас и у ребят много сил и времени. И без того в 9 классе
учебный план сильно перегружен и ребята очень заняты. А тут еще ОБЖ
и информатику из старшей школы передвигают в основную! Поэтому и элективные
курсы станут подготовкой к экзаменам (все равно школьник сам ничего
не выбирает), и до Вашей профильной ориентации руки не у кого не дойдут.
А в старшей школе и того больше - ребятам надо не только домашние
задания выполнить, а еще и на подготовительные курсы идти вечером.
Где взять время на "ориентацию"? Негде!
(учителя, методисты управлений образования) - Зачем
вообще обсуждать выбор профессии, если ее все равно выбрать невозможно?
(учителя, психологи, школьники) - Как
же Вы будете изучать со школьниками мир профессионального труда -
ведь профессий - четыре тысячи?
(коллеги) - У
нас 42 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания
ПУ, техникума или вуза, а в целом 80% населения работает не по специальности,
указанной в дипломе. Какая вообще профориентация может иметь место
в такой ситуации?
(коллеги) - В
Вашем опроснике для подростков почему-то самым первым вопросом оказался
"собираюсь ли я честно трудиться". Вы понимаете, что когда
такой вопрос задается школьнику, да еще в самом начале анкетирования,
Вы тем самым подводите его к мысли, что честно трудиться, возможно,
вообще не имеет смысла?
(заместитель директора межшкольного учебного комбината) - Вы
раздали нам для знакомства работы школьников, и в них в качестве примера
профессий с тяжелыми, опасными и напряженными условиями труда несколько
ребят отвечают коротко и ясно - "проститутка". По Вашему,
это вообще допустимо в школе, затрагивать такие темы?
(неизвестная участница семинара по проблемам совершенствования работы с "трудными подростками") - Действительно
ли самые выбираемые школьниками профессии - юрист и экономист?
(сотрудник вуза, работающий в школе) - Мы
проводили анкетирование школьников - кто какую профессию собирается
выбрать. Получилось, что один хочет быть хакером, другой - киллером,
третий - рекламодателем, четвертый - Президентом России. Стоит ли
продолжать серьезный разговор в этой группе и объяснять школьникам,
что ничто из перечисленного не является профессией?
(методист по профориентации) - К
нам уже приходили профориентаторы и давали детям свои тесты, мы остались
очень недовольны этим визитом, дети потом долго "ржали"
и над самими тестами, и над тем, что им раздали в качестве результатов.
(завуч школы после визита в школу работников регионального центра профориентации,
решавших задачу максимально полного охвата профориентационными услугами школ города, для успешного выполнения плана) - Как
быть в той ситуации, когда мы понимаем значимость школьной профориентации,
но она себя в глазах населения так скомпрометировала?
(сотрудники службы занятости) - Зачем
нужна в нынешней школе профессиональная ориентация, если в школе всё
равно вводится профильное обучение?
(учителя) - В
нашем национальном автономном округе, где люди до сих пор живут в
чумах, не то что дети, взрослые часто не понимают тридцати процентов
тех слов, которыми написаны учебные пособия, в том числе книги по
профориентации…
(коллеги из очень отдаленного региона) - Что
бы Вы не говорили, но профессию человек выбирает не в школе, а уже
в вузе…
(участники интернет-форума) - Я
собираюсь поступать в кадетский корпус, а потом в военный университет.
Но офицером-то я быть, конечно, не собираюсь, все это только для того,
чтобы в армию на срочную службу не попасть.
(старшеклассник на индивидуальной консультации) - В
процессе предпрофильной подготовки должна проводиться только профильная
ориентация или профессиональная тоже?
(коллеги, учителя) - В
чем заключается принципиальная новизна ориентационной работы с выпускниками
основной школы, которая будет реализовываться в условиях реформирования
старшей школы?
(коллеги) - Сколько
часов, по Вашему мнению, должно быть отведено на ориентационную работу
со школьниками?
(заместитель директора школы) - Вы
считаете, что в штате современной школы есть такой сотрудник, который
захочет и сможет заниматься профориентацией?
(коллеги, директора) - Какие
активные средства в наибольшей степени могут помочь разрушить барьер
непонимания между профориентатором и школьниками, не осознающими проблематики
своего выбора, который им все равно придется делать?
(студенты психологического факультета) - Почему
учитель так плохо воспринимает профориентационную проблему и порой
даже не хочет ее обсуждать как не находящуюся в его компетенции и
в любом случае "неподъемную" для педагога, хотя бы из-за
необходимости признать свое собственное и совместное со школьником
"незнание"?
(сотрудники Институтов повышения квалификации работников образования) - Учитель,
даже исходя из собственной профессиональной биографии, не может быть
компетентен в том, что из себя представляет та или иная профессиональная
субкультура, за исключением педагогической. Что же всё-таки он может
сделать для решения профориентационных задач?
(коллеги) - Как
работник школы может вести профориентационную работу, если он не знает
ситуации на рынке труда?
(учителя) - Насколько
правомерно использование в школьной практике термина "самоопределение"?
(самоопределился-то наверное только Лев Толстой, да и то только когда решил уйти из Ясной Поляны)?
(коллеги) - В
профориентационной работе нельзя быстро увидеть результат и нельзя
как следует оценить ее эффективность. В школе это неприемлемо - школа
работает "на результат".
(коллеги, учителя, директора школ) - Зачем
Вы на своих профориентационных занятиях и консультациях отнимаете
у нас детство?
(школьники) - Россия
"де факто" перешла на всеобщее высшее образование и скоро
количество мест в вузах сравняется с количеством выпускников. Может
быть, целесообразно более качественно готовить школьников к экзаменам
и к обучению в вузе?
(коллеги) - В
нашей школе выпускники даже без репетиторов в МГУ поступают. Зачем
же нашим детям эта пустая говорильня?
(директор школы с очень хорошей репутацией) - Не
считаете ли Вы, что сейчас нужна более прагматическая профориентация
старшеклассников, чем раньше?
(работники службы занятости, коллеги) - Как
можно реализовывать профориентационные средства в школе, в которой
нет психолога или в ситуации, когда психолог полностью занят младшей
школой и говорит, что профориентация лежит вне зоны его интересов?
(директор школы) - Современная
психология обладает огромным арсеналом игровых, активизирующих, технических
средств. И среди них есть профориентационные, предназначенные для
школьников, вплоть до специальных мультимедийных технологий. Почему
же школа так невосприимчива к их использованию?
(психологи) - Как
может говорить с нами о карьере человек, который сам не занимается
своей карьерой? Мы имеем в виду обычного учителя - и Вас в том числе.
Вы сами понимаете, что зря тратите с нами время, а могли бы сейчас
пойти в любое нормальное место и заработать денег. В школе работают
те, кто занимаются своей карьерой, и учителя нам в этом не помощники,
обычная училка думает только о том, как двоек побольше поставить.
Только завучу не говорите, что мы так думаем.
(школьники, сохранена стилистика вопроса) - Профориентация
- это ведь тесты, правда? А с педологией, мы, кажется, еще до войны
разобрались…
(очень пожилая учительница) - Профориентация
- это не ко времени. Сейчас никому не понятно, что вокруг происходит.
Так какая сейчас может быть профориентация? Вот Пушкину исполнялось
200 лет, с нас требовали проведения праздничных мероприятий, а у нас
в школе ничего не было, для того чтобы хорошо отметить юбилей. Так
что профориентация - это очень сильно не ко времени.
(другая учительница, тоже пенсионного возраста) - Какая
из трудностей в реализации профориентационных курсов оказалась для
Вас наиболее труднопреодолимым барьером?
(психологи) - Вы
принесли столько дискет с текстами и с программами, говорите о каких-то
тематических сайтах. А у нас в школе всего один компьютер и тот стоит
в бухгалтерии, и бухгалтер к нему никого не пускает, чтобы вирусов
не принесли. А Интернета у нас в городе вообще на нашем веку не будет,
это же Вам не Москва…
(заместитель директора школы, расположенной менее чем 10 км от МКАД) - Я
прорешал на компьютере тесты, которые мне дал психолог, компьютер
рекомендовал профессию "оператор по выращиванию дрожжей".
Кто такой этот оператор и что мне теперь делать?
(школьник) - Всем
ли школьникам необходима обязательная профориентация - может быть,
достаточно профориентационные курсы проводить в виде факультативов,
дополняя их индивидуальными консультациями?
(коллеги) - В
нашей школе девочки (мальчики - тоже, но в меньшей степени) с большим
удовольствием посещают профориентационные занятия и даже требуют их
продолжения. А Вы говорите о целом ряде ограничений в этой работе.
Дети сами выбирают то, что им интересно и увлекательно, и это именно
то, что им нужно. Правда, мы называем их уроками психологии, тогда
в расписании так и можно написать - "Психология", это гарантирует
посещаемость.
(учитель технологии) - Когда
мы преподаем профориентационный курс, нам кажется очень устаревшей
та классификация профессий, которую мы проходим со школьниками (классификация
по предмету труда: "Человек-Техника", "Человек-Природа"
и т.д.) Зачем же школьникам в обязательном порядке учить то, что им
представляется несуразным?
(учитель) - Самая
распространенная и востребованная книжка в "родительской"
профориентации - справочник для поступающих в вузы. Часто ею вся профориентация
и ограничивается. Можно ли использовать такие справочники в школе
и если да, то какие?
(психологи) - Если
согласиться с обсуждаемым нами на курсах мнением о том, что знания
в образовании вторичны, а первична социальная зрелость, культурное
самоопределение и готовность к востребованному обществом труду, то
почему не существует школ и образовательных систем, которые реализуют
эту идею?
(заместитель директора школы)