"Обучающие сетевые олимпиады (ОСО)", как информационно-образовательная среда для организации профильного обучения и повышения квалификации педагогов
Семибратов Алексей Михайлович
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва
semibratov@apkro.redline.ru
Третьяк Татьяна Михайловна
ttm@rcsz.ru
Федотова Светлана Владимировна
rc-svf@mail.ru
Окружной ресурсный центр информационных технологий Окружного методического центра Северо-Западного окружного управления образования, г. Москва
В статье представлена информационно-образовательная среда "Обучающие сетевые олимпиады. (ОСО)" - международный проект открытого типа, действующий в форме дистанционного обучения. Проект направлен на методическую поддержку процесса преподавания профильных предметных областей и повышение квалификации учителей в форме дистанционного обучения.
Задачей проекта ставится пропагандирование и практическая реализация форм и методов продуктивного обучения, базирующихся на личностно-ориентированном подходе в учебно-воспитательном процессе.
Проект ОСО лежит в основе деятельности профессионального сетевого сообщества "Инфо-Net", объединяющего педагогов, учащихся и работников сферы образования.
Открытый международный проект "Обучающие сетевые олимпиады. (ОСО)" является информационно-образовательной средой в рамках педагогической системы профильного обучения и повышения квалификации учителей, реализованной в форме дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) - комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования, базирующийся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией.
Дистанционное обучение строится в соответствии с целями и задачами образовательных программ очного обучения.
Основные черты дистанционного обучения:
- Социальность. Обеспечение равной возможности получить качественное и квалифицированное образование вне зависимости от места проживания, возрастных или социальных категорий граждан, что соответствует гуманистическим принципам образования и является подтверждением конституционных прав личности.
- Научность. Соответствие предлагаемых для изучения знаний современным достижениям научного, социального и культурного прогресса актуальность образовательных программ внедрение и эффективное использование инновационных педагогических технологий.
- Модульность. Организация блока занятий в виде отдельных курсов-модулей и возможность формирования из них учебной программы, отвечающей индивидуальным или групповым потребностям.
- Гибкость. Занятия в режиме, удобном для пользователя.
- Интернациолизация обучения. Осуществление процессов экспорта и импорта образовательных услуг, распространение передового опыта в масштабах Интернет-сообщества.
- Экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 30-50% дешевле традиционных форм образования.
- Открытость. Широкий доступ общественности к файловым библиотекам, базам знаний предметных областей с развитыми службами поиска и представления информации в коммуникационной среде.
Отличительной чертой современной педагогической деятельности является все более активное применение инновационных образовательных технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе в учебно-воспитательном процессе. К ним относят, прежде всего, продуктивное обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению задачи, стремится достичь оптимального сочетания самостоятельности ученика с усвоением готовых выводов науки.
Таким образом, учитель, стремясь к формированию логического, рационального мышления, становлению и развитию познавательного научного интереса и творческих способностей у учащихся, в своей работе отходит от традиционных форм социоцентрической, авторитарной педагогики, отдавая предпочтение инновационным педагогическим технологиям, тем самым, преобразуя образовательный процесс, делая его гуманным и личностно-ориентированным.
/ далее