Мифы об учителях, как о помощниках подростку в профессиональном самоопределении

В течение нескольких десятилетий в школе предпринимаются попытки преподавания учебных курсов, интегрирующих диагностико-консультационные ресурсы специалистов в области психологии профессионального самоопределения и возможности педагогов. Часто эти курсы преподают учителя трудового обучения (сейчас этот предмет называется "Технология") или школьные психологи. Но иногда профориентационные курсы реализовывались не только учителями труда и психологами, но и другими педагогами общеобразовательных школ.

Использование этого курса в массовой школьной практике столкнулось с многими трудностями: с дефицитом подготовленных кадров, с дефицитом учебно-методической и справочно-информационной литературы, с преобладанием агитационно-манипулятивных методов и т.д.

Однако был создан прецедент использования потенциала педагогов общеобразовательных школ в сопровождении учащегося в ситуации подготовки к обоснованному выбору послешкольного пути.

Несомненно, среди педагогов были, есть и будут те специалисты, которые могут интересно, полезно и результативно говорить с подростком о профориентационных проблемах.

Однако каково их число по отношению к общему числу педагогов?

Действительно, значительная часть отечественных учителей с явным отвержением воспринимает профориентационную проблему и порой даже не хочет ее обсуждать как не находящуюся в его компетенции и в любом случае "неподъемную" для педагога, хотя бы из-за необходимости признать свое собственное и совместное со школьником "незнание" мира профессий и путей продолжения образования.

Ведь одно из основных требований к помощнику подростку в профессиональном выборе называется красивым словом "толерантность". А по поводу ее противоположности, "интолерантности" педагогов и самой возможности самим педагогам признать этот факт в повседневной практике идут жаркие дискуссии на самых представительных собраниях и конференциях.

Среди деформированных личностных черт педагога, которые, являются препятствием для развития у педагогов способности к поддержке подростка в профессиональном самоопределении, можно выделить прежде всего монологичность и доминирующий характер отношений с подростком, жесткую структурированность и формализованность всего, что происходит в школе, гипертрофированность присвоенного учителем права оценивать все и вся, привычность к избыточному внешнему контролю, к подчинению, послушанию, благоговению перед властью.

Так что необходимая для реализации собственно ориентационных процедур идея "безоценочного принятия Другого" во многих случаях может так и не быть реализована.

При этом сегодня 55% россиян уверены в том, что профессия учителя не вообще пользуется уважением, а 26% считают что "учителя живут хуже большинства наших граждан" (данные опроса фонда "Общественное мнение") .



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Агентство социологических исследований Столица - социологические и маркетинговые.. Контакты. Маркетинговые исследования (market research). Организация и проведение маркетинговых исследований в России.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005