Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 10.
При выполнении методических исследований ученые обычно опираются на данные лингвистики и психологии, опубликованные в научной литературе, однако часто оказывается, что этих данных недостаточно, и тогда методисты сами вынуждены их добывать, проводя в рамках методических небольшие лингвистические и психологические исследования.
Из различных методов исследования в предметно-языковых методиках чаще всего используют описательный и сопоставительный.
Описательным методом называется система научно-исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития. Этот метод включает следующие приемы лингвистического анализа:
- лингвистическое наблюдение;
- лингвистический эксперимент;
- инвариантный анализ;
- лингвистическое сравнение;
- позиционное сравнение;
- оппозиционный анализ;
- преобразование и подстановку.
Сопоставительный метод — это система научно-исследовательских приемов, используемых для выявления общего и специфического в сравниваемых языках и культурах. Он применяется, главным образом, в методиках обучения неродным языкам. Данные сопоставления языков используются для разработки приемов объяснения, организации усвоения и контроля усвоения учебного материала, а также для определения последовательности изучения языковых явлений в учебном курсе.
Исходный пункт сопоставления — форма и значение языковых единиц, принадлежащих разным языкам. На этой основе выделяют два типа сопоставления: формальное и семантическое.
При формальном сопоставлении устанавливаются одинаковые формы в двух языках, например рус. интеллигенция— исп. inteligencia, и исследуются особенности их значения и употребления. В таком случае один язык выступает в качестве эталона, а второй сравнивается с ним. Формальное сопоставление невозможно в случае отсутствия необходимых форм в каком-либо из языков. Например, нельзя сравнить грамматическую категорию артикля в русском и английском языках, так как в русском такая категория отсутствует. При семантическом сопоставлении устанавливают общие (универсальные) языковые значения и исследуют особенности их выражения в разных языках.
В зарубежной лингвистике сопоставительный метод часто называют методом контрастивного анализа. Он был разработан в 50-60-е годы XX в. и использовался в целях прогнозирования трудностей овладения иностранным языком. Ученые предполагали, что различия языковых явлений двух языков являются причиной трудностей овладения этими явлениями на втором языке, а показатели этих трудностей будут ошибки в речи учащихся. Эта «сильная версия гипотезы контрастивного анализа» не была полностью подтверждена в ходе эмпирических исследований: оказалось, что, с одной стороны, многие ошибки, предсказанные лингвистами, так никогда и не появлялись в речи учащихся на втором языке, с другой стороны, в ней имелись ошибки, предсказать которые при помощи контрастивного анализа было невозможно. Поэтому уже в 70-е годы получила распространение «слабая версия гипотезы контрастивного анализа», в соответствии с которой осуществлялись сбор ошибок учащихся, их анализ и интерпретация. При этом межъязыковое сопоставление использовалось на этапе анализа лишь как один из приемов диагностики этих ошибок.
В методиках обучения языку часто применяются и методы психологического исследования. Категоричное разграничение методов психологического и педагогического (в том числе и методического) исследования является не корректным, так как и в психологии, и в педагогических науках применяются одни и те же методы: наблюдение, тестирование, самонаблюдение (интроспекция), опросы, эксперимент. Однако спектр методов в психологии намного шире, чем в педагогике. Это объясняется, во-первых, тем, что не все методы психологической науки соответствуют предмету педагогики, а во-вторых, тем, что не все методы, соответствующие ее предмету, целесообразно использовать в условиях обучения. Так, в отличие от психологов методисты никогда не измеряют кожно-гальваническую реакцию испытуемых, позволяющую судить о протекании внутренних, психических процессов.