Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 1.
Научное исследование — вид познавательной деятельности, представляющей собой процесс выработки новых научных знаний. Во время этого процесса исследователь:
- обнаруживает проблему, которая должна быть решена, но имеющиеся научные знания не позволяют это сделать, т.е. существует объективная недостаточность информации для решения проблемы, а иногда даже само направление научного поиска оказывается неопределенным;
- обдумывает возможные пути решения проблемы, проводя мысленные эксперименты с вооброжаемыми объектами; при этом исследователь не имеет каких-либо точных предписаний, которые обеспечили бы ему оптимальное достижение поставленной цели;
- определяет путь решения проблемы, планирует его и осуществляет на практике, тщательно регистрируя промежуточные и конечные результаты;
- выясняет существенные характеристики явлений и процессов и представляет их в итоге как важные обобщения в виде научных фактов и закономерностей.
Цели методического исследования соответствуют целям методики как науки. Это изучение конкретной системы обучения языку и ее оптимизация. Выделяют два типа научно-методических исследований: диагностические (описательно-объяснительные) и преобразующие (оптимизирующие), обладающих каждое собственным предметом. Диагностические исследования описывают изучаемые явления и процессы и объясняют их причины. Преобразующие исследования предусматривают разработку способов оптимизации обучения и их экспериментальную проверку.
Диагностические исследования — это исследования особенностей функционирования какой-либо реально существующей системы обучения. Их основные разновидности:
1. Исследования деятельности преподавателей — процессов введения учебного материала, организации его усвоения, контроля; особенностей педагогического общения, приемов воспитательного воздействия; индивидуальных особенностей личности преподавателя и др. В ходе таких исследований изучают педагогический опыт: положительный, передовой — в целях его дальнейшего распространения, отрицательный — в целях его дальнейшего учета в преобразующих исследованиях.
2. Исследования деятельности учащихся — особенностей усвоения учебного материала; изменения поведения учащихся под влиянием учебного процесса; индивидуальных особенностей учащихся и др. В процессе подобных исследований устанавливается эффективность обучения. Констатация низкой эффективности является причиной для продолжения исследований.
3. Исследование средств обучения и учебной документации — учебников и учебных пособий, образовательных стандартов, учебных программ, тематических планов, методических пособий, учебных планов, журналов успеваемости, экзаменационных ведомостей и др.). Анализ средств обучения позволяет установить их соответствие требованиям конкретной системы обучения:
- образовательных стандартов, учебных программ и тематических планов — соответствие целей обучения социальному заказу, индивидуальным потребностям учащихся и условиям обучения, а также содержания учебного предмета целям обучения;
- методических пособий — соответствие описанных в них технологий обучения целям и содержанию учебного предмета;
- учебников и учебных пособий — их соответствие целям, содержанию учебного предмета и технологиям обучения. Любое выявленное несоответствие является отправной точкой для дальнейшего преобразующего исследования.
В ходе диагностических исследований определяют соответствующие целям исследования параметры системы обучения, среди которых наиболее важные — эффективность и интенсивность обучения.