Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 2.
Под эффективностью обучения понимают степень соответствия полученных результатов поставленным целям обучения. Эти цели бывают образовательными, воспитательными и развивающими. Равным образом и результаты обучения представляют собой различные уровни образования, воспитания и развития учащихся. В методиках обучения языку чаще всего исследуют эффективность образовательных процессов: формирования знаний (о языке, культуре, стране изучаемого языка) и способов деятельности (коммуникативных умений).
Основной показатель эффективности обучения — эффективность усвоения учебного материала. Дополнительные показатели — время обучения (оно не должно превышать объем часов, установленный учебным планом на изучение данного материала) и отсутствие перегрузки учащихся и учителей.
Эффективность усвоения учебного материала обычно измеряют количеством правильных ответов, однако возможное количество правильных ответов в разных учебных ситуациях может быть разным, поэтому результаты такого измерения в абсолютных величинах не сравнимы. Для сравнения этих результатов используют процентные оценки.
Существуют разные способы расчета эффективности усвоения учебного материала. Наиболее простой — определение ее по формуле
К = а / А * 100%,
где К — коэффициент усвоения;
а — объем учебного материала, реально усвоенный учащимся за определенное время;
А — объем учебного материала, который учащиеся должны были усвоить за определенное время.
В методике обучения иностранному языку под объемом усвоенного учебного материала обычно понимают количество усвоенных языковых единиц либо количество правильно выполненных речевых операций или действий.
Второй важный параметр обучения — его интенсивность. Интенсивность обучения — это объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени. Интенсивность обучения прямо пропорциональна количеству единиц обучения, приходящихся на каждую отдельную единицу времени, и обратно пропорциональна количеству единиц времени, приходящихся на каждую отдельную единицу обучения. Под единицей обучения понимают как единицы языкового материала, так и определенные навыки и умения их употребления. Интенсивность обучения выражается формулой:
Int = М / N * 100%,
где Int — интенсивность обучения;
М — количество единиц обучения;
N — количество единиц времени обучения (занятий).
К основным методам диагностических исследований относятся: наблюдение, тестирование, самонаблюдение, устный и письменный опросы, лонгитюдные методы.
Наблюдение представляет собой специально организованное восприятие и регистрацию педагогических явлений и процессов. Оно протекает в естественных условиях процесса обучения без внешнего воздействия на наблюдаемый объект. Наблюдение непосредственно отражает явления; дает возможность обнаружить конкретные факты, являющиеся основой для последующего описания, анализа, обобщения и интерпретации; позволяет уловить внутренние закономерности и связи, развитие явлений.
Предварительно намечается план, по которому и проводится наблюдение. Оно будет тем более качественным, чем меньше будет исследуемых признаков. Обычно внимание исследователя сосредоточено на одном-двух параметрах процесса обучения. Весь ход наблюдения должен протоколироваться, форма ведения протокола зависит от предмета, задач и гипотезы исследования. В схему протокола записывается только то, что прямо или косвенно содействует решению проблемы, при этом фиксируются подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию. Нельзя заменять факты оценочными замечаниями или преждевременной интерпретацией явлений. Следует записывать и те факты, которые приходят в противоречие с позицией исследователя, а не только такие, которые подтверждают ее. Часто при протоколировании фиксируются, кроме содержательной стороны обучения, и временные параметры. Исследователь записывает ход наблюдения в дневник наблюдения. Для этих целей используется также аудио- и видеоаппаратура.