Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 3.
При проведении единичного наблюдения присутствие наблюдателя влияет на поведение учащихся и может нарушить естественный ход процесса обучения, однако при повторном или длительном наблюдении участники процесса обучения привыкают к наблюдателю, и естественный ход процесса обучения восстанавливается.
Разновидность метода наблюдения — анализ письменных работ учащихся, наглядно показывающий, какой учебный материал усвоен ими, а какой продолжает вызывать затруднения. На основе изучения выявленных в письменных работах ошибок исследователи разрабатывают различные варианты оптимизации процесса обучения.
Наблюдение может использоваться на разных этапах методического исследования. На начальных стадиях оно позволяет исследователю обнаружить методическую проблему и более точно сформулировать задачи исследования. В этих случаях наблюдение еще не соответствует необходимым требованиям, так как в поле особого внимания исследователя находятся не один-два параметра, а целостный процесс обучения. На более поздних стадиях, когда исследователь определил предмет своего исследования, наблюдение становится целенаправленным, планомерным и систематическим.
Основное достоинство метода наблюдения в том, что в центре внимания исследователя находится естественный учебный процесс в конкретной системе обучения. Главный недостаток этого метода состоит в том, что он при значительных затратах времени и усилий не дает исследователю возможности собрать большой корпус искомых данных. Кроме того, полученные данные часто не поддаются систематизации и статистической обработке. Для устранения этих недостатков используют такой метод диагностики, который вынуждает участников процесса обучения производить действия, гарантированно дающие исследователю необходимую информацию о параметрах системы обучения, — тестирование.
Тестирование представляет собой организацию выполнения учащимися системы специально подготовленных заданий (тестов) и дальнейшую статистическую обработку результатов выполнения этих тестов. Получаемые в ходе тестирования данные отражают все необходимые стороны предмета исследования, поддаются систематизации и количественной обработке. В отличие от наблюдения тестирование — намного более экономичный по времени метод диагностики процесса обучения.
Организованное на начальных стадиях методического исследования тестирование иногда называют констатирующим экспериментом (констатирующим — потому что оно дает довольно объективную количественную и качественную информацию о состоянии процесса обучения, экспериментом — потому что оно представляет собой определенное вмешательство в естественный ход этого процесса). Констатирующий эксперимент в методических исследованиях может либо иметь самостоятельное значение, либо выступать в качестве констатирующей части преобразующего исследования — предэкспериментального среза.
Тестирование проводится по определенному плану. Для него готовятся тесты и разрабатывается система их оценки. В отличие от учебного тестирования, цель которого — установление уровней коммуникативной и языковой компетенции учащихся, научное тестирование посвящено выявлению степени усвоения учащимися отдельных компонентов этой компетенции.
Как метод диагностики тестирование имеет недостаток: он вносит некоторую искусственность в процесс обучения. В зависимости от характера и материала тестов исследователи одних и тех же явлений могут получить на выходе разные результаты. Кроме того, в ситуациях тестирования испытуемый в большей степени контролирует свои речевые действия, чем в естественных речевых ситуациях, и это может давать искаженную картину реального состояния его коммуникативной и языковой компетенции. Именно поэтому многие зарубежные исследователи отдают предпочтение наблюдению.