Методические материалы, статьи

Анализ иллюстрации. Часть 1.

Герои сказок X. К. Андерсена воспринимали книжку с картинками как нечто необыкновенное и чудесное. Сегодняшний школьник с раннего детства окружен книжками с красочными иллюстрациями, поэтому картинки учебника по литературному чтению, да еще почти всегда не очень хорошего полиграфического качества, часто воспринимаются как привычный фон. Между тем развивающий потенциал книжной иллюстрации очень высок. Иллюстрация всегда вторична по отношению к тексту, представляет собой его интерпретацию, отражение трактовки художником событий, характеров героев, смысла произведения. Основные задачи учителя начальной школы — научить детей воспринимать и анализировать иллюстрацию, соотносить текст и иллюстрацию, познакомить с языком изобразительного искусства. Рассмотрим частные методические приемы анализа иллюстрации.

Анализ учебной иллюстрации, не подходящей к тексту по существенным для раскрытия идеи произведения признакам. Этот прием напоминает по своим целям и методике проведения стилистический эксперимент, но рассчитан на развитие зрительного восприятия. В данном случае в специально созданной учебной иллюстрации пропускаются существенные для раскрытия характера героя, идеи произведения детали, а детям предлагается обнаружить это несоответствие. Например, описывая, как майский жук похищает Дюймовочку, X. К. Андерсен пишет: «Как испугалась бедная Дюймовочка, когда рогатый жук обхватил ее лапками и взвился с ней высоко в воздух! Да и белого мотылька ей было очень жалко. Что-то с ним теперь будет? Ведь он умрет с голоду, если ему не удастся освободиться. А майскому жуку и горя мало». Обнаружив, что художник не изобразил на иллюстрации мотылька, который продолжает тянуть листок кувшинки, так как крепко привязан к нему, дети задумываются над значением этой детали. Дюймовочка, сама подвергаясь страшной опасности, беспокоится о мотыльке, потому что у нее доброе и любящее сердце. До этого эпизода в сказке давалось только описание внешности «миленькой, маленькой» девочки с «прелестным голоском». Этот эпизод поведал о ее благородстве и силе духа. Если не изображать мотылька на иллюстрации, то смысл всего эпизода обедняется — иллюстрация в этом случае лишь констатирует: Дюймовочку похитил майский жук, а зритель знакомится лишь с очередным поворотом событий. В процессе наблюдения акцентируем внимание на том, что иллюстрация передает не только внешнее действие, но и рассказывает внимательному зрителю о характере героя.

Анализ профессиональной художественной иллюстрации в сопоставлении с фрагментом произведения. Иллюстрация к детской книжке, отвечающая закономерностям восприятия ребенка, должна быть наполнена действием, рассказывать о событии, давать не только внешнюю, но и внутреннюю характеристику персонажа. Таковы, например, иллюстрации М. Федорова к «Дюймовочке». Помните, с началом зимы, когда Дюймовочке пришлось совсем туго, она добрела до норки полевой мыши. X. К. Андерсен не описывает, как выглядела мышь, но зато подробно говорит о запасах на зиму, об устройстве норки (амбары, кухня, кладовая). Мышь полна здравого смысла, не лишена сострадания — накормила и приютила девочку — она, в сущности, добрая старуха. И это вводное слово «в сущности» — отличная характеристика. Мышь добра ровно настолько, насколько это не нарушает ее покой, ее привычки, ее представления о жизни. Неслучайно жить Дюймовочке становится «все хуже», «все скучнее», а как только она осмеливается сказать, что не хочет выходить замуж за крота, мышь грозится укусить ее своим большим белым зубом.

Иллюстрация М. Федорова прекрасно передает и обстановку мышиной норки и отношения персонажей. В центре иллюстрации большой круглый стол, покрытый белой скатертью, на нем свечка, кофейник и одна чашка. Слева, облокотившись на стол и подперев голову лапками, сидит в мягком кресле полевая мышь — на плечах теплый плед, на голове чепец, ушки выставлены наружу — слушает сказку. Над головой мыши полки с многочисленными мешочками, кастрюльками, горшочками, связками лука. Угол темный, огонь свечи почти не освещает его. Справа — Дюймовочка, в летнем платьице, легких туфельках, с огромной метлой в руках. Лицо девочки освещено свечой. Оно вдохновенно и прекрасно — Дюймовочка рассказывает сказку. Она в мире своих грез, хотя руки не забывают мести пол. Изображена Дюймовочка на фоне высокого старинного шкафа с застекленными дверцами. Обрамление стекол четкой решеткой выступает из темноты. Сюда никогда не проникает солнце, и отсюда нелегко выбраться на волю. Четкие темные контуры иллюстрации на белой странице подчеркивают ограниченность и замкнутость мирка полевой мыши.

М. Воюшина



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Экипировка оптом: одежда милитари, продажа футболок оптом equspb@list.ru. Оптовые поставки во все регионы России по самым привлекательным ценам. Одежда, обувь и аксессуары для настоящих мужчин.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005