Методические материалы, статьи

Анализ иллюстрации. Часть 3.

Композиция иллюстрации В. М. Конашевича подчеркивает ограниченность пространства: фигуры старика и старухи изображены в центре крупным планом, море просматривается лишь благодаря неровностям земной поверхности. Все линии заострены: землянка ощетинилась соломенной крышей, растрепавшейся от ветра, рядом с землянкой темная ель с сухими ветками упирается макушкой прямо в низкое облако, нависшее над героями. Старуха подалась вперед, наступает на старика, в ней чувствуется сгусток злой энергии. Старик растерян. Он слегка отступает, отвел руку назад, как будто ищет опоры, но за его спиной лишь белый фон страницы — опереться не на что. Зато старуха прочно привязана к своему убогому миру: разбитое корыто, землянка, ель, серый камень — вот и все, что изображено позади старухи, но эти предметы, данные крупным планом, заполняют все пространство иллюстрации, и все пространство жизни, в которой чудо может служить лишь прагматичной цели починки корыта или приобретения новой избы.

Работа начинается с вопроса, приглашающего к размышлению: что общего в иллюстрациях и чем они различаются. Столь общая форма вопроса нужна, чтобы не навязывать детям выводов, дать возможность высказать свое впечатление, самостоятельно понаблюдать за деталями. Задача учителя — так строить беседу, чтобы, подхватывая мнение ребенка, углублять высказанную мысль, подводить учеников к пониманию художественной значимости, отмеченных детьми различий.

  • Как вы думаете, почему художники выбрали разный план изображения? Что важно подчеркнуть И. В. Бруни, что существенно для В. М. Конашевича? Каким художники изображают море? Какую роль играет море в сказке? Сравните позы героев. Как они передают характеры старика и старухи? О каких отношениях персонажей рассказали художники? На иллюстрации, как и в художественном литературном произведении, лишних деталей нет, каждая деталь — выражение мысли художника — характеристика героев. На обеих иллюстрациях изображены деревья. Какие это деревья, где и как они расположены? Что рассказывают вам эти деревья о жизни старика и старухи? Какие тона преобладают в каждой иллюстрации? Почему?

В процессе обсуждения можно еще раз обратиться к тексту, выбрать все детали, описывающие жизнь старика и старухи, увидеть, что эти детали у Пушкина емки и лаконичны, посмотреть, что художники привносят в свои иллюстрации. Завершить анализ можно вопросом: что помогли увидеть в пушкинской сказке иллюстрации И. В. Бруни и М. В. Конашевича?

Сравнение серии иллюстраций художника к одному произведению. Такое сравнение может стать частным приемом композиционного анализа. Иллюстрация в детской книге обычно последовательно освещает все основные повороты сюжета, при этом связаны иллюстрации не только с текстом, но и друг с другом — они представляют собой постепенно разворачивающийся зрительный образ, освещающий переломные моменты жизни героев. Ребенку трудно одновременно рассматривать несколько иллюстраций и сопоставлять их по нескольким позициям, поэтому сравнение серии иллюстраций к большому по объему произведению удобнее построить на последовательном выделении изобразительных средств и наблюдении за их ролью в каждой иллюстрации.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
изготовление печати по оттиску на штампах свыше 10 см 2- 15 руб. /см 2. 1 дополнительный круг инверсного или обычного микротекста + 100 руб.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005