Анализ иллюстрации. Часть 3.
Композиция иллюстрации В. М. Конашевича подчеркивает ограниченность пространства: фигуры старика и старухи изображены в центре крупным планом, море просматривается лишь благодаря неровностям земной поверхности. Все линии заострены: землянка ощетинилась соломенной крышей, растрепавшейся от ветра, рядом с землянкой темная ель с сухими ветками упирается макушкой прямо в низкое облако, нависшее над героями. Старуха подалась вперед, наступает на старика, в ней чувствуется сгусток злой энергии. Старик растерян. Он слегка отступает, отвел руку назад, как будто ищет опоры, но за его спиной лишь белый фон страницы — опереться не на что. Зато старуха прочно привязана к своему убогому миру: разбитое корыто, землянка, ель, серый камень — вот и все, что изображено позади старухи, но эти предметы, данные крупным планом, заполняют все пространство иллюстрации, и все пространство жизни, в которой чудо может служить лишь прагматичной цели починки корыта или приобретения новой избы.
Работа начинается с вопроса, приглашающего к размышлению: что общего в иллюстрациях и чем они различаются. Столь общая форма вопроса нужна, чтобы не навязывать детям выводов, дать возможность высказать свое впечатление, самостоятельно понаблюдать за деталями. Задача учителя — так строить беседу, чтобы, подхватывая мнение ребенка, углублять высказанную мысль, подводить учеников к пониманию художественной значимости, отмеченных детьми различий.
- Как вы думаете, почему художники выбрали разный план изображения? Что важно подчеркнуть И. В. Бруни, что существенно для В. М. Конашевича? Каким художники изображают море? Какую роль играет море в сказке? Сравните позы героев. Как они передают характеры старика и старухи? О каких отношениях персонажей рассказали художники? На иллюстрации, как и в художественном литературном произведении, лишних деталей нет, каждая деталь — выражение мысли художника — характеристика героев. На обеих иллюстрациях изображены деревья. Какие это деревья, где и как они расположены? Что рассказывают вам эти деревья о жизни старика и старухи? Какие тона преобладают в каждой иллюстрации? Почему?
В процессе обсуждения можно еще раз обратиться к тексту, выбрать все детали, описывающие жизнь старика и старухи, увидеть, что эти детали у Пушкина емки и лаконичны, посмотреть, что художники привносят в свои иллюстрации. Завершить анализ можно вопросом: что помогли увидеть в пушкинской сказке иллюстрации И. В. Бруни и М. В. Конашевича?
Сравнение серии иллюстраций художника к одному произведению. Такое сравнение может стать частным приемом композиционного анализа. Иллюстрация в детской книге обычно последовательно освещает все основные повороты сюжета, при этом связаны иллюстрации не только с текстом, но и друг с другом — они представляют собой постепенно разворачивающийся зрительный образ, освещающий переломные моменты жизни героев. Ребенку трудно одновременно рассматривать несколько иллюстраций и сопоставлять их по нескольким позициям, поэтому сравнение серии иллюстраций к большому по объему произведению удобнее построить на последовательном выделении изобразительных средств и наблюдении за их ролью в каждой иллюстрации.