Анализ иллюстрации. Часть 4.
Обратимся к иллюстрациям И. В. Бруни к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, выделим те линии, по которым целесообразно вести наблюдение, и сформулируем задания для детей.
- Проследите, как меняется колорит иллюстраций, демонстрирующих выполнение очередного желания старухи? (Иллюстрации становятся все более яркими и пестрыми, при этом небо все темнее, а своды царских палат выполнены в мрачно-зеленых тонах.)
- Проследите за тем, как изображена старуха: что и почему меняется — одежда, жесты, выражение лица? (Все более властными становятся жесты — старуха уже не просит, а приказывает, все более яркой и богатой — одежда. Но выражение лица старухи практически не изменяется — как была «сварливой бабой», так ею и осталась.)
- Меняется ли одежда старика? (Костюм остается прежним. Только шапку он снимает перед «дворянкой», а перед «царицей» появляется и вовсе без шапки — уже и надежды на желанный покой нет.)
- Как расположены фигуры старика и старухи на каждой из иллюстраций? Есть ли какая-то закономерность в их расположении? (Большинство иллюстраций рассчитаны на разворот страницы, при этом всегда старуха изображена на правой половине, старик — на левой. Жизнь их проходит не вместе, а параллельно. Постепенное повышение социального положения старухи нашло адекватное зрительное выражение: на первых иллюстрациях фигуры расположены на одной горизонтали, затем они располагаются по диагонали и старуха оказывается все выше старика, пока, наконец, старику вовсе не остается места на иллюстрации. Стражник выталкивает старика за пределы картинки — прямой срез иллюстрации нарушен выступающей, точнее, выпадающей из нее согбенной фигурой. Но на следующей иллюстрации старуха на троне и старик, стоящий на коленях, вновь оказываются на одной горизонтальной линии — многозначительная деталь. Даже заняв трон, старуха сама по себе ничего не может сделать, старик необходим ей — ведь именно его просьбы выполняет рыбка. Но старик не ощущает себя равным — раз захотев покоя и пойдя на компромисс со своей совестью, он уже не может остановиться, не может «встать с колен».)
- Иллюстрации, изображающие старика и старуху, перемежаются с иллюстрациями, изображающими море. Как вы думаете, почему? Чью точку зрения выражает море? (Важно, чтобы дети заметили, что море — свободная стихия — дает истинную оценку событиям.)
- Почему на последней иллюстрации нарисовано только разбитое корыто, а ни старика, ни старухи, ни землянки нет. Понял ли старик, почему рыбка не выполнила его последнюю просьбу? Поняла ли старуха? А как считаете вы, почему рыбка не выполнила просьбу старика и ничего не сказала ему? (И для А. С. Пушкина, и для иллюстратора его сказки важно, чтобы читатель задумался, поразмышлял о цене свободы, о справедливости, о совести. Если изобразить на последней иллюстрации старика и старуху — внимание читателя будет сковано рамками конкретного образа, конкретной ситуации, изображенной в сказке. Смысл же сказки бесконечно шире отношений старика и старухи — в ее основе вечные вопросы бытия, а не решение бытовых проблем. Поэтому последняя иллюстрация и лишена бытовых подробностей, она приглашает читателя к размышлению.)
Сопоставительный анализ иллюстраций к произведениям разных жанров. Цель данного приема анализа — образное постижение жанровой специфики произведения. Зрительный образ часто больше говорит ребенку, чем словесный. Для того чтобы увидеть жанровые различия между басней, сказкой, познавательным рассказом, лирическим стихотворением, можно обратиться к анализу иллюстраций, используя приемы сравнения, выбора или эксперимента — замены одной иллюстрации другой. Например, ученикам предлагается реалистическое изображение животных в природной среде (лиса, охотящаяся за мышью, бегущий волк, прячущийся заяц, играющие медвежата и т.д.) и ряд изображений, в которых те же животные включены в «литературную среду» (лиса едет верхом на волке, ее голова облита тестом, лиса выглядывает из окошка лубяной избушки, заяц тащит мешок яблок и т.д.). Предлагаются также обложки книг, на которых указаны только названия или только жанры произведений. Детям предстоит решить, с обложки какой книги «убежали» эти герои и обосновать свое мнение. Объясняя свое решение, дети выделяют существенные черты жанра.