Анализ и составление аннотации (ролевая игра).
При возрастающем потоке информации крайне важно научить ребенка быстро и правильно выбрать необходимую книгу, ориентируясь не только на название и иллюстрации, как это всегда делают дети, а на аннотацию как наиболее верный источник сведений о содержании книги или статьи. Вторая задача — научить детей самостоятельно составлять аннотации прочитанной литературы. Начинать работу следует с обращения к термину. Попросим учеников найти в словаре определение понятия «аннотация». Выяснив, что аннотация — это краткое изложение содержания книги или статьи, обратимся к вопросу, зачем нужна аннотация. Это очень важно — нельзя составлять текст, не понимая его целевого назначения, не зная его адресата. В ходе беседы уточняем: аннотация обращена к тем, кто еще не читал книгу, ее цель — сориентировать читателя в содержании данного источника, помочь определить, найдет ли читатель необходимую информацию в этой статье, заинтересует ли его данная книга. Теперь можно перейти к анализу аннотаций. К сожалению, современные детские издания далеко не всегда содержат аннотацию, поэтому учителю придется заранее позаботиться о выборе книг к уроку. Работу можно организовать по-разному. Приведем один из возможных вариантов — игру в книжный магазин.
Организуем работу в минигруппах. Каждая группа получает несколько книг, содержащих аннотации: художественное издание одного произведения, сборник произведений одного автора, сборник произведений разных авторов, научно-познавательную книгу. В данном случае желательно, чтобы книги были незнакомы большинству детей. Ученикам предлагается самостоятельно прочитать аннотации, оглавление, рассмотреть обложку, иллюстрации. Затем начинается игра в книжный магазин. Учитель или заранее подготовленные ученики выступают в роли покупателя. Задача «продавцов» определить, имеется ли у них книга, отвечающая запросам читателя, и порекомендовать эту книгу.
Игра в магазин увлекает детей и стимулирует интерес к чтению: многим захочется не только «продать» книгу, но и прочитать ее. Завершая игру, обязательно вернемся к теме урока, поразмышляем, что помогло «продавцам» так хорошо сориентироваться в содержании незнакомой книги? Зачем нужна аннотация? Как ее нужно составлять, чтобы она соответствовала своему назначению? Можно проанализировать наиболее удачные и неудачные аннотации, определить, о чем именно говорится в них. Анализ покажет, что обычно в аннотации указывается жанр произведения, его тема, адресат. Аннотации художественных произведений могут быть написаны в занимательной, даже интригующей читателя форме. Аннотации научно-познавательных книг и статей ориентируют читателя в основной проблеме, рассматриваемой в тексте. Домашнее задание — составить аннотацию на книгу, прочитанную самостоятельно.
При проверке домашнего задания на следующем уроке тоже можно организовать игру «Узнай книгу по аннотации». Ученик, не называя автора и названия книги, зачитывает аннотацию, которую составил, остальные должны определить, о какой книге идет речь. Эта игра помогает детям увидеть недостатки составленных ими аннотаций и откорректировать текст.
Работа с аннотацией продолжится после знакомства учеников с каталогами.