Биологические понятия и их роль в эффективном усвоении знаний. Часть 1.
Содержание учебного материала состоит из понятий, с помощью которых отражаются научные основы биологии. Категория «понятие» имеет сложную природу. Поэтому в работах разных авторов обнаруживаются различные его определения. Известный отечественный специалист по формальной логике Д. П. Горский определил его как «мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними». И. Я. Чупахин отмечает, что «понятие есть форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной действительности». Е. К. Войшвилло пишет: «Понятие есть некоторый концентрат знания, что познание на некотором этапе и вместе с тем исходный пункт и средство дальнейшего познания». Центральное место в приведенных определениях занимает знание об объектах окружающей действительности как результат процесса познания.
Исследователи (Э. В. Ильенков, М. С. Строгович) отмечают, что главной и существенной характеристикой любого знания безусловно является его содержание как совокупность понятий, отражающих специфические и существенные признаки объектов. Приведенные суждения имеют важное значение для конкретизации содержания биологических понятий и определения их системы. Именно системой понятий должны овладеть учащиеся в результате их обучения биологии в школе.
Категория «система» указывает на целостность, которая состоит из множества. При этом целое не предопределяется совокупностью его элементов или их группой и не сводится к ним, а напротив, последние предопределяются целым и лишь в его рамках получают свое функциональное объяснение. Таким целым необходимо представлять основы биологии, которыми следует овладеть учащимся.
Следовательно, система биологических понятий — это совокупность взаимосвязанных элементов — единиц биологических знаний. Какова она?
Для получения обоснованного ответа обратимся к работам отечественных методистов биологии. Н. М. Верзилин с соавт. (1956, 1983) впервые предложили систему, включающую морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, агрономические, гигиенические, медицинские и общебиологические понятия. В свою сферу, по отношению к этим группам понятий, выделялись понятия простые и сложные, специальные и общебиологические, эмпирические и теоретические, внутри- и межпредметные. Как показала школьная практика, такой подход оказался объективным и верным.
Представления о биологических понятиях были приняты, конкретизированы и обогащены другими исследователями. В этом отношении имеют ценность труды Е. П. Бруновт, Н. В. Груздевой, И. Д. Зверева, Г. Е. Ковалевой, Б. Д. Комиссарова, В. Н. Максимовой, А. Н. Мягковой, И. Н. Пономаревой. В их работах обнаруживаются и другие группы понятий, дополняющие названные вещи и точнее выражающие суть изучаемого биологического содержания. Так, А. Н. Мягкова и Б. Д. Комиссаров курс общей биологии представляют с помощью трех групп понятий — общебиологических, гносеологических и политехнических. В. Н. Максимова и Н. В. Груздева подчеркивают необходимость изучения в школьной биологии, кроме уже названных, группы прикладных понятий.
Итак, в теории биологического образования, выделению изучаемых в школе понятий уделяется серьезное внимание. Выражая их элементы, исследователи исходят из состава основ биологической науки. Однако сейчас возникла острая необходимость в использовании знаний из сферы смежных наук — валеологии, агрономии, технологии, а также культурологии. Их получение учащимися в связи с изучением биологии имеет большое воспитательное значение, ибо они способствуют формированию убеждений в вопросах ведения здорового образа жизни, охраны объектов живой природы, выполнения практических работ, связанных с уходом за растениями и животными, обогащения общей культуры личности. Учитывая изложенное, можно выразить систему биологических понятий, обеспечивающую полноценное достижение задач образования, воспитания и развития при обучении учащихся предмету.