Чем грозит неправильный выбор?
В школах несколько раз за годы учебы девчонки и мальчишки заполняют анкеты и даже пишут сочинения на тему «Моя будущая профессия». Читая эти сочинения, порой думаешь, как все-таки ответственно школьники подходят к этому вопросу. Пускай они пока еще далеко не обо всех профессиях знают, а о тех, которые видят «своими», представление имеют поверхностное. Главное — они с увлечением выбирают дело своей будущей взрослой жизни.
Когда же спустя годы тем или иным путем узнаешь, кем работает знакомый тебе вчерашний школьник, выясняется, что его школьные сочинения и анкеты о будущей профессии ничего общего с реальностью не имеют. Как говорится, мечтала-мечтала, но не попала. Или вовсе не туда попала (попал). И добро бы, если бы избранная профессия юношу или девушку действительно заинтересовала. А то ведь довольно часто от юного специалиста слышишь, что, не успев еще поработать по полученной в учебном заведении специальности, он уже готов сменить профессию. А правильнее было бы сказать «бросить». Потому что сменить — это значит опять куда-то поступать и учиться. Но пора бы уже и зарабатывать. Ведь чем раньше молодые люди начинают обеспечивать себя всем необходимым для полноценной жизни, тем лучше и родителям, и обществу в целом. Даже «чужим» пенсионерам, ведь размер пенсионного фонда целиком и полностью зависит от совокупного размера выплачиваемых в стране зарплат.
Но допустим, что учиться парень или девушка уже устали, а полученная ими профессия на трудовые подвиги не вдохновляет. Причем настолько, что они всерьез озаботились проблемой поиска работы, что называется, не по специальности. Это действительно проблема. И не только тех, кто в приобретенной профессии разочаровался в самом начале профессионального становления. Это проблема всего общества. Прошлый век убедительно показал, к чему ведет стремление молодых людей работать не по специальности, во всяком случае не по первой специальности, полученной в учебном заведении. Оттого что в стране наблюдается такая тенденция, причем устойчивая, и более 40 процентов выпускников учебных заведений не работает по специальности, существенно тормозится экономическое развитие страны. Грубо говоря, уровень жизни в России (а значит, и средняя заработная плата) сегодня был бы существенно выше, работай по специальности хотя бы восемь молодых специалистов из десяти.
В большинстве вузов у нас учат пока за счет государства. И учить полностью за счет студента (или его родителей), скажем, на врача, вероятнее всего, не удастся: слишком затратна учеба по этой (и не только) профессии, не для частного кошелька. Даже если учиться с помощью образовательных кредитов, все равно в масштабах страны обучение в медицинских вузах (и не только) потребует немалых дотаций. Теперь представьте, что, выучившись за счет государства, большинство студентов выкинули приобретенные знания и умения на помойку.
На деньги, которые оказались потрачены на этих выпускников, страна могла бы, к примеру, добавить к пенсиям каждого из пенсионеров по пятьсот рублей, построить новые дороги, больницы, автобусы, поезда. Но их не построили, потому что деньги просто выкинули, как мусор. Или еще хуже — построили тысячи новых вагонов или сотни самолетов и тут же их спалили.
Иными словами, поступать по принципу «мои деньги — на что хочу, на то и трачу» безответственно не только по отношению к самому себе, но и по отношению к стране, в которой живешь.