Методические материалы, статьи

Диагностика в учебном процессе и сопредельные понятия.

О значении слова «диагностика» говорит его происхождение от греческого diagnosticos — способный распознавать. Однако в каждой области науки это понятие интерпретируется по-разному. В педагогике, если обратиться к точке зрения И. П. Подласого, под диагностикой понимается «прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов». В таком понимании диагностика «включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий».

Специальное внимание в этом учебнике по педагогике уделяется диагностике обученности и диагностике обучаемости. Диагностика обученности здесь понимается как фиксация результатов обучения в «момент диагностирования», а диагностика обучаемости — как выявление способности (возможности) учащегося «овладеть заданным содержанием обучения».

Понятно, что для высшей школы наибольшее значение имеет диагностика обученности. Диагностика обучаемости здесь проводится редко, например, когда проверяется степень пригодности студентов к получению той или иной специальности.

Как показывает определение диагностики, важнейшими ее компонентами следует считать контроль, проверку, оценку обученности, а также учет знаний и умений, если под ним понимать, в соответствии со словарным толкованием, «накопление статистических данных» или стремление «установить наличие кого-либо, чего-либо путем подсчета, описи». Контроль — это наблюдение с целью проверки; проверка.

Следовательно, термин «проверка» может пониматься двояко: в широком значении — как синоним слова «контроль», и в более узком — как выявление результатов контроля.

Формой фиксации результатов проверки (в том числе и качества знаний, умений и навыков) является оценка . Обычно в условиях обучения (особенно в начальной и средней школе) ее отождествляют с отметкой. Однако в педагогической традиции наблюдались попытки различать эти понятия. Как известно, этому много внимания уделял известный педагог и психолог Ш. А. Амонашвили. Он квалифицировал отметку как количественный показатель оценки. Поэтому, как считал Амонашвили, оценка, которая бывает и в словесной, и даже в описательной форме, обязательна, в то время как отметка может быть в каких-то условиях факультативной.

Преподавателю систематический контроль позволяет:

  • оценить результаты обученности своих школьников или студентов;
  • выявить степень их обученности;
  • установить причины пробелов в их знаниях, умениях и навыках;
  • определить степень эффективности своей учебной работы, чтобы повысить качество преподавания и найти наиболее результативные средства воздействия на обучающихся.

Не меньшее значение контроль обученности имеет и для тех, кто учится. Контроль и проверка со стороны преподавателя дают им возможность осознать уровень своих знаний и умений, чтобы в соответствии с этим понять, в какой мере они подготовлены к усвоению материала по данному предмету. И если исходить из возрастных особенностей учащихся, то можно сделать вывод, что для студентов названные следствия контроля еще важнее, чем для школьника.

Психологи определяют возрастные особенности большинства студентов высшей школы как переход от юности к «взрослости». Детство, отрочество и даже ранняя юность, по определению Р. С. Немова, «отличаются психологическим отсутствием прошлого, которое необходимо оценивать, планируя настоящее и будущее; не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соотносить с настоящим; не существует и настоящего, тесным образом связанного с прошлым и будущим».

Поэтому, осознавая свою «взрослость», для которой характерна психологическая связь между прошлым, настоящим и будущим, студент по результатам контроля и проверки своих знаний и умений может наметить тактику дальнейшего изучения данной учебной дисциплины, а порой и осознать степень своей пригодности к выбранной профессии.

Не секрет, что после первых же проверочных работ на занятиях практикума по русскому языку некоторые первокурсники уходили из института, осознав свою неподготовленность к получению квалификации учителя русского языка в средней школе.

Кроме того, для тех студентов, которые считают более важным «сдать», чем «знать», контроль по-средством проверки и оценки знаний и умений служит мотивом и стимулом для стремления лучше усвоить материал, особенно тот, который выносится на зачетно-экзаменационную сессию.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить часы очень приятным ценам! Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005