Дифференцированный подход к обучению первоклассников. Часть 4.
Особая проблема обучения грамоте первоклассников возникает, когда в классе оказываются левши. Отказ от переучивания леворукого ребенка в современной школе вызывает пока только толерантное отношение, в то время как большой комплекс проблем, возникающих в процессе обучения левши в школе, остается неразрешенным. Это в первую очередь выполнение гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и, главное, специальные методики обучения.
Особенности леворуких детей связаны со спецификой органических процессов, с тем, что ведущим полушарием мозга является не левое, как у праворуких детей, ответственное за аналитическую способность сознания, а правое полушарие, доминирующим моментом которого является синтез. Другими словами, не вина леворуких детей в том, что они воспринимают окружающую действительность не так, как правши, а беда, причем беда, навязываемая социумом, в котором сформировался мир, устроенный праворукими для праворуких. Посмотрите, как должен падать свет на тетрадь ученика. Правильно, и все классы оборудованы освещением, направленным слева, что для левшей очень неудобно! Как построена традиционная методика обучения письму? Верно: на леворуких она не рассчитана, потому что предлагаемый порядок движений руки удобен правше, но не левше.
Правополушарный ребенок — левша — сталкивается с миром «наоборот», потому что в нем осуществляют диктат левополушарные люди. Однако статистика ученых-физиологов показывает, что в мире огромными темпами растет количество амбидекстров — людей, одинаково владеющих обеими руками, и левшей. Трудности, связанные со зрительно-моторной координацией, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость — эти причины могут вызывать целый ряд осложнений для здоровья леворуких детей и для социальной адаптации в школе. Чаще всего это проявляется в трудностях обучения письму. Школьная политика России, по счастью, принимает леворуких детей как норму физиологического развития, и в настоящее время целые научные коллективы разрабатывают методики для обучения леворуких детей.
Траектории движения при письме букв, как показывает опыт, могут быть самыми разными и не соответствовать тем, которым учат. Не следует настаивать на привычном для учителя направлении движения при написании буквы, важно только следить за соблюдением правильной посадки за партой — в таком случае ребенок интуитивно будет двигать ручкой в удобном для него направлении.
Последовательность выполнения элементов у левши, как правило, другая, нежели у праворуких детей. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз, а палочки и крючки — с разрывами, без связности. Соединяются буквы, как правило, короткими, прямыми линиями.
При обучении письму, особенно в букварный период, правополушарные дети встречаются с трудностями зрительно-пространственной ориентировки. Они не могут четко дифференцировать отдельные пространственные признаки контура букв. Часто для них это зеркальное изображение, поэтому учитель с инструкцией для правши только запутывает левшу еще больше. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координаций, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. Однако причины такого положения скрыты все в том же устройстве социума — для праворуких.
Подходящей методикой для леворуких детей является система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, поскольку она не выстраивает жестких требований к рукодвигательному навыку. И чтение, и письмо по системе развивающего обучения позволяет ребенку самостоятельно сориентироваться в элементах букв. Ученику предлагается рассмотреть букву, найти в ней знакомые элементы («палочку», «крючок», «петельку» и «овал»). Все письменные буквы обладают тем или иным сочетанием данных элементов. Разложив буквы на знакомые элементы, ребенок «собирает» их в той последовательности и тем движением руки (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или наоборот), каковое ему удобно (физиологично).
См. также: