Методические материалы, статьи

Дифференцированный подход к учащимся при обучении географии.

На современном уроке учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Поэтому возникает проблема: как вести обучение и на кого нужно ориентироваться? Если ориентироваться на слабых учеников, то что будут делать сильные учащиеся? Ведь они быстрее усвоили новый материал. Для реализации дифференцированного подхода в обучении географии учителю необходимо решить две главные задачи (Л. M. Панчешникова, 1997): 1. Выделить в классе временные типологические группы. 2. Разработать и применить приемы обучения в соответствии с особенностями каждой группы учащихся.

Учитель мысленно разбивает учащихся на временные типологические группы: слабых, средних и сильных учеников. В соответствии с таким разделением организуется учебный процесс. Эффективность дифференцированного подхода выражается в продвижении учащихся из слабой группы — в среднюю и сильную.

Для распределения учащихся по трем временным группам проводятся письменные проверочные работы. Необходимо также познакомиться с успеваемостью учащихся по другим предметам по классному журналу, узнать мнения учителей о классе в целом и об отдельных учениках. Очень важно узнать о наличии или отсутствии у учащихся познавательного интереса к географии и выделить группу учащихся, интересующихся географией. Интерес учащихся к внеклассному чтению книг, а также внеклассной работе географического содержания. В старших классах познавательный интерес обычно связан с выбором будущей профессии. Для выявления познавательного интереса целесообразно проведение анкетирования учащихся. В анкетах предлагаются вопросы, отражающие содержание не только географии, но и других основных предметов школы.

Дифференцированное обучение осуществляется при использовании индивидуальной и коллективной форм организации учебной деятельности. Дифференциацию содержания самостоятельных работ целесообразно проводить по трем направлениям: по сложности задания, по характеру помощи и инструкции и по интересам (Л. M. Панчешникова, 1997).

Сложность заданий определяется рядом показателей. Проблемные и творческие задания всегда сложнее репродуктивных. Сложность заданий зависит также от числа причин или следствий, которые надо установить. Чем больше причин надо установить, тем сложнее задание. Для ответа на вопрос: «Почему январские изотермы на Русской равнине не имеют широтного простирания?» нужно установить меньше причин, чем на вопрос: «Почему тундровая зона в России сильно расширяется восточнее р. Енисей?»

Дифференциация заданий в соответствии с реальными возможностями учащихся способствует их росту. Вместе с тем, слабые учащиеся при таком подходе могут все больше отставать от сильных учащихся. Поэтому очень важно осуществлять дифференциацию так, чтобы с помощью учителя слабые учащиеся получили более подробную инструкцию, чем более сильные.

Учет интересов школьников ведется по выполнению различных поручений отдельными учениками в виде небольших сообщений, подготовке кроссвордов или викторин и других заданий.

Для развития познавательного интереса к географии весьма важно использовать уже сложившиеся интересы к другим учебным предметам. Для этой цели можно использовать межпредметные задания по истории и географии. Например, нанесения на контурную карту важных исторических событий. Старшеклассников можно привлекать к разработке учебных компьютерных программ по географии, что повышает их интерес.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
виртуальный номер телефона для смс Номер, который также может принимать сообщения и доступен Online. Текстовые сообщения, которые приходят на него, перенаправляются на email, телефон и доступны в приложении. Преимуществом данного номера является его высокая доступность.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005