Дифференцированный подход к учащимся при обучении географии.
На современном уроке учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Поэтому возникает проблема: как вести обучение и на кого нужно ориентироваться? Если ориентироваться на слабых учеников, то что будут делать сильные учащиеся? Ведь они быстрее усвоили новый материал. Для реализации дифференцированного подхода в обучении географии учителю необходимо решить две главные задачи (Л. M. Панчешникова, 1997): 1. Выделить в классе временные типологические группы. 2. Разработать и применить приемы обучения в соответствии с особенностями каждой группы учащихся.
Учитель мысленно разбивает учащихся на временные типологические группы: слабых, средних и сильных учеников. В соответствии с таким разделением организуется учебный процесс. Эффективность дифференцированного подхода выражается в продвижении учащихся из слабой группы — в среднюю и сильную.
Для распределения учащихся по трем временным группам проводятся письменные проверочные работы. Необходимо также познакомиться с успеваемостью учащихся по другим предметам по классному журналу, узнать мнения учителей о классе в целом и об отдельных учениках. Очень важно узнать о наличии или отсутствии у учащихся познавательного интереса к географии и выделить группу учащихся, интересующихся географией. Интерес учащихся к внеклассному чтению книг, а также внеклассной работе географического содержания. В старших классах познавательный интерес обычно связан с выбором будущей профессии. Для выявления познавательного интереса целесообразно проведение анкетирования учащихся. В анкетах предлагаются вопросы, отражающие содержание не только географии, но и других основных предметов школы.
Дифференцированное обучение осуществляется при использовании индивидуальной и коллективной форм организации учебной деятельности. Дифференциацию содержания самостоятельных работ целесообразно проводить по трем направлениям: по сложности задания, по характеру помощи и инструкции и по интересам (Л. M. Панчешникова, 1997).
Сложность заданий определяется рядом показателей. Проблемные и творческие задания всегда сложнее репродуктивных. Сложность заданий зависит также от числа причин или следствий, которые надо установить. Чем больше причин надо установить, тем сложнее задание. Для ответа на вопрос: «Почему январские изотермы на Русской равнине не имеют широтного простирания?» нужно установить меньше причин, чем на вопрос: «Почему тундровая зона в России сильно расширяется восточнее р. Енисей?»
Дифференциация заданий в соответствии с реальными возможностями учащихся способствует их росту. Вместе с тем, слабые учащиеся при таком подходе могут все больше отставать от сильных учащихся. Поэтому очень важно осуществлять дифференциацию так, чтобы с помощью учителя слабые учащиеся получили более подробную инструкцию, чем более сильные.
Учет интересов школьников ведется по выполнению различных поручений отдельными учениками в виде небольших сообщений, подготовке кроссвордов или викторин и других заданий.
Для развития познавательного интереса к географии весьма важно использовать уже сложившиеся интересы к другим учебным предметам. Для этой цели можно использовать межпредметные задания по истории и географии. Например, нанесения на контурную карту важных исторических событий. Старшеклассников можно привлекать к разработке учебных компьютерных программ по географии, что повышает их интерес.