Для чего Ничего?
Эта тема, волнующая умы философов и ученых около двух с половиной тысячелетий, получила исключительно плодотворное развитие в уходящем веке. Природа, как выяснилось, терпит пустоту, но как! Мистические черты вакуума, всеобъемлющего бездонного Ничего, неожиданно начали материализоваться. Словно в «Черном квадрате» Малевича пристальный взгляд исследователя нащупал сперва некие образы, а затем обнаружил недоступные неискушенному взору, но наполненные жизнью и энергией структуры. Из разряда бесплотных категорий вакуум переместился в стан физически изучаемых объектов. Более того, идея его практического использования, а именно получения из него энергии, со страниц фантастических произведений постепенно перекочевала в научные издания. Что стоит за этим?
Мы не раз обсуждали проблемы вакуума, посвящали ему материалы и в недавней рубрике «Предчувствие большого слома», подводящей научные итоги ХХ столетия. Однако неисчерпанность связанных с ним сюжетов побуждает вновь возвращаться к теме. В том числе потому, что, как и в предлагаемых сегодня вашему вниманию статьях, по отношению к вакууму рождается невольная оппозиция. Доберется ли до разгадок его тайн нынешняя наука, развивая изнутри собственные представления, производя своеобразную «зачистку» уже освоенной территории? Или ей потребуется встряска, устраиваемая не скованными современной научной парадигмой исследователями? Ответы на эти вопросы не столь однозначны, как может показаться. Во всяком случае, история науки не содержит категоричных «да» или «нет». Но об этом в самом конце «Темы номера».
На солнечной энергии ближе к Солнцу
В июне 1997 году экспериментальный беспилотный самолет «Патфайндер» («Следопыт»), получающий энергию от солнечных батарей, побил собственный рекорд высоты для таких аппаратов, ранее составлявший 15400 метров. На этот раз, поднявшись с ракетного полигона на Гавайях, он сумел достичь 20528 метров над уровнем моря.
Это немалое воздушное судно размах его крыльев составляет тридцать метров. Построенная калифорнийской фирмой «Аэровайронмент», машина предназначена выполнять, как говорят ее конструкторы, «скучную, грязную или опасную работу по мониторингу природной среды».
Не исключено, что «Патфайндер» в том же полете побил еще один рекорд. Дело в том, что другой беспилотный самолет «Боинг-Кондор», снабженный не солнечными, а обычными двигателями внутреннего сгорания, ранее считался рекордсменом высоты для машин без экипажа. Его показатели 20430 метров. Для того чтобы вместо него на «трибуну почета» вышел «Патфайндер», согласно международным правилам, его результат должен превышать прежний не менее чем на три процента. Специальная комиссия изучает теперь показания приборов «солнечной машины».