Этапы орфографических действий. Часть 2.
Следующий шаг связан с проверкой, подойдет ли найденный нами путь к определению буквы для безударного звука в другом слове. Этот этап называют операционным или исполнительским. Например, учитель говорит: «А как поступим с остальными словами? Так же? А что же мы делали? Нужно вспомнить наши действия и записать их последовательность. Кто помнит наш первый шаг? Верно». И в результате такой беседы учителя с учениками (вы помните, что ученые-психологи называют этот прием рефлексией?) на доске появляется план (или, по-научному, алгоритм) орфографического действия, выведенного, заметьте, детьми самостоятельно. (Относительно, конечно, самостоятельно, но в этом и заключается мастерство учителя: не самому все рассказать, что, учитывая психолого-физиологические особенности детей этого возраста, бесполезно, а грамотно организовать эту «самостоятельность» с помощью продуманных вопросов.) Учитель записывает по ходу «вспоминаний»:
«Если в слове, в его общей для родственных слов части — корне — есть безударный гласный, то:
1) мы подбираем родственные слова;
2) находим то, в котором этот звук из общей части родственных слов стоит под ударением (в сильной позиции);
3) пишем ту букву, которая обозначает звук в сильной позиции».
Этот план, или алгоритм, решения орфографической задачи появляется в результате рефлексии над действиями учителя и детей со словом грибок. Далее ученики по очереди вслух комментируют подбор буквы для каждого слова из отгадок. Получается хорошая тренировочная работа по алгоритму.
Завершающий этап орфографического действия связан с самооценкой ребенком своих усилий. Когда орфографическое правило только начинает изучаться, необходимо добиваться от ученика самопроверки своих действий, сверки их с планом, т.е. алгоритмом. Поэтому в приведенный выше алгоритм добавляется еще один пункт:
«Если в слове, в его общей для родственных слов части, есть безударный гласный, то:
1) подбираем родственные слова;
2) находим то, в котором этот звук из общей части родственных слов стоит под ударением (в сильной позиции);
3) пишем ту букву, которая обозначает звук в сильной позиции;
4) проверяем себя по плану».
Последний пункт будет общим для всех инструкций (алгоритмов) по орфографическим правилам. Навык самоконтроля — одно из важнейших общеучебных действий, которое должен освоить школьник для успешного обучения по всем предметам в начальных классах.
Орфографическое действие — лишь один шаг на пути к орфографическому умению. Во-первых, действие это должно неоднократно и регулярно повторяться, чтобы произошло свертывание алгоритма и закрепление его во внутреннем плане сознания. Во-вторых, переход орфографического действия в орфографическое умение возможен лишь при формировании такой мыслительной операции, как обобщение. Составление алгоритма изучения правила имеет общие действия, но применяются они к различному словесному материалу. Например, при изучении правила правописания безударных гласных в корне и парных согласных в корне первый «шаг» алгоритма одинаковый — подбор однокоренных слов. Но при изучении правила правописания разделительных ъ или ь первый «шаг» другой — определение места орфограммы. Поэтому ученику еще необходимо сформировать умение делать перенос от конкретного слова с конкретной орфограммой на общие — типичные — признаки для целого класса орфограмм.
Чтобы избежать ошибок такого рода, необходимо прежде всего добиваться адекватного усвоения существенных признаков класса орфограмм или правила, а также формировать умение активно использовать их при определении категориальной принадлежности воспринимаемого слова.
Исполнительский этап предполагает большую тренировочную работу по алгоритму до полной сформированности орфографического умения. Поэтому здесь важен индивидуальный подход: у каждого ученика свой темп освоения орфографического правила и исполнительский (операционный) этап требует от учителя внимания к распределению тренировочных упражнений среди учеников класса.
Изучение каждого орфографического правила требует составления такого алгоритма — словесной инструкции. В некоторых учебниках вы найдете памятки, как проверять те или иные орфограммы. Но памятки будут «работать» на ваши цели лишь в том случае, если вы их вывели вместе с детьми тем способом, что описан выше: с помощью логической индукции и при максимальной включенности детей в действие познания.
По мере закрепления орфографического умения с конкретным правилом будет происходить свертывание действий по алгоритму и их автоматизация, т.е. переход в орфографический навык.
Сформировать навык орфографического действия — основная практическая задача начального курса орфографии.