Методические материалы, статьи

Это юность нашей науки

Около тысячи выдающихся молодых людей, старшеклассников и студентов, а также их профессиональных наставников со всей России, с Украины, из Казахстана и Абхазии собрались на свой главный научный форум — конференцию «Шаг в будущее», церемония открытия которой состоялась 24 апреля в храме русской инженерной мысли — Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана.

Наш журнал, рассказывающий о важнейших проблемах науки, научных сенсациях и маститых ученых, не хотел бы оставлять своим вниманием и тех, кто делает на этом поприще первые шаги, ибо это действительно шаги в будущее нашей науки, а значит, и нашей страны, так напряженно ищущей сегодня выход из экономического и социального кризиса. Кстати, любопытный пример того, как научные достижения способны оказывать влияние на социальные установки в обществе, вы найдете в репортаже о прошлогодней конференции («Знание — сила», 1999, #11-12). А Президент России Владимир Путин обратился к участникам этого грандиозного интеллектуального и творческого соревнования с такими словами: «Сегодня главная задача — соединить результаты вашего научного поиска с практическими потребностями производства, что позволит, уверен, во многом решить проблемы, стоящие перед отечественной экономикой».

О том, чтобы увидеть и услышать все происходящее на конференции, не было и речи: 37 научных секций, научная молодежная выставка, компьютерная выставка «Молодежь и информационные технологии — 2000», олимпиада по физике, математике, технике, интеллектуальный конкурс по технологии развития памяти и логики, профессиональный лекторий с участием ведущих российских ученых и специалистов и самое красочное мероприятие — фестиваль молодых модельеров и дизайнеров — все это каким-то чудом уместилось в пятидневную «рабочую» неделю.

Но что касается общего впечатления, оно однозначно: это парад технического умения, интеллекта и вдохновения, парад деловой, солидный, значительный. К нему неприменимы эпитеты умиления, какие встречаются, скажем, в рецензиях на почти профессиональные студенческие спектакли. Здесь о любой работе без колебаний можно сказать, что это «речь не мальчика, но мужа».

Будущие инженеры из Ставрополя разработали механические мышцы для транспорта, старшеклассник из Карелии предложил неожиданное решение проблемы использования энергии малых рек; новое устройство, помогающее глухим людям, создала школьница из Барнаула; конструкция жилища кочевников XXI века, предложенная молодым тувинцем, основана на результатах оригинального исследования физических характеристик юрт; многообещающие результаты по использованию солнечной энергии в коммунальном хозяйстве получила школьница из Белгорода; уникальный плавающий фильтр для очистки водоемов от нефтепродуктов разработал студент из Мурманска; исследование сложных и таинственных астрономических явлений предпринято в работах из городов Нижняя Тура, Лесной, Саянск, Москва.

Биологические и экологические исследования направлены на решение острейших проблем взаимодействия человека, общества и окружающей среды: шумовые загрязнения, коррекция иммунодепрессий, особенности минеральных источников Бурятии, кислородсодержащая функция фасадной зелени, биологические эффекты лазерного облучения, а также экзотическое исследование зеленых лягушек в селе Крутые Хутора Липецкой области и удручающие сведения о распространении туберкулеза на Кубани и техногенном загрязнении биосферы Красноярска.

Найти целесообразный выход из непростой экологической ситуации, сложившейся в Астрахани, удалось первокурснице Астраханского государственного технического университета Валерии Григорьевой. Ежегодно городской рыбокомбинат сбрасывал в Волгу 15 тысяч тонн так называемого подпрессового бульона — отхода от производства рыбной муки, всего через два часа разлагающегося на сероводород и прочие токсичные вещества. Валерия предложила способ утилизации столь опасного бульона — гидролиз в щелочной среде. Мало того что гидролизат оказался устойчивым к разложению, он стал основой новых моющих растворов, причем многократного применения, для очистки танкеров и цистерн от остатков нефти и мазута, а также эмульсии олифы для производства масляных красок. И еще одна удача Валерии: она нашла, наконец, применение многотонному и никому не нужному лигнину — отходу гидролизно-дрожжевой промышленности. Будучи смешанным с отмытыми нефтеостатками, лигнин превращается в твердое топливо, и его брикетами можно нагревать тот же моющий раствор в случае тяжелых загрязнений. Ну чем не замкнутый производственный цикл! И бросовые отходы превратились в полезные продукты, и экологическая опасность значительно сократилась.

А для будущего эколога Юрия Гришина, студента Челябинского государственного университета, все началось с обычного туристского похода в Приполярный Урал, регион с особым климатом и наименее изученный. Тут-то и возникла идея проследить, как влияют такие сложные климатические условия на живые организмы, прежде всего на лишайники, которые в изобилии можно встретить и в тундре, и в северной тайге растущими на чем угодно — на дереве, на камне, на асфальте, даже на стекле.

Исследования, проведенные Юрием, показали, что питаются они не столько за счет фотосинтеза, сколько преобразовывая органику того субстрата, на котором растут. Именно эта особенность и делает их чувствительными биоиндикаторами загрязнения окружающей среды и позволяет не только проследить состояние экосистемы в целом, но и контролировать его.

Кому из жителей Улан-Удэ не известно, что основной виновник загрязнения реки Селенги металлами — медью, цинком, никелем, железом — местный сувенирный завод! Справедливости ради следует отметить, что очистка сточных вод от ионов тяжелых металлов заводом проводилась, но методы ее безнадежно устарели. И вдруг неожиданное предложение, причем не от специалистов, а от десятиклассника Евгения Щербакова — обратиться к природным цеолитам, минералу, широко распространенному в Бурятии. Проведя исследования уникальных свойств этого водного алюмосиликата, Женя доказал, что он может стать высокоэффективным ионообменником и адсорбентом, подобно губке впитывающим ионы тяжелых металлов и одновременно смягчающим воду.

Все возрастающая роль математики в современной науке была продемонстрирована в разнообразных прикладных и фундаментальных математических исследованиях. Представлены математические модели: высыхания тел с искривленной поверхностью, оценки токсичности рек, перспективы в живописи и архитектуре, а также работы в области алгебраических систем, регрессионного анализа, теории чисел и среди них оригинальное исследование гармонии мира в математическом отношении.

Достаточно полное исследование в области планиметрии выполнила Марина Ракова из Барнаула, ученица лично ориентированной гимназии (оказывается, есть и такие!). Ею получены новые свойства точки Нагеля в треугольнике, открытой еще в XVIII столетии и получившей свое название по фамилии немецкого ученого Августа Кристиана Нагеля. Существование точек Нагеля неоспоримо доказано, но до сих пор не удалось получить таких результатов, которыми можно было бы пользоваться, например при возведении домов или создании приборов. Так что практическая ценность работы очень высока.

И вообще каждая из представленных работ — не просто «искусство ради искусства». Очевидно, что молодые люди, которые еще сдают экзамены, хотят и умеют мыслить по-государственному, заботятся о практической пользе своих творений и четко шагают в ногу с эпохой. Алексея Хвостенко, учащегося лицея научно-инженерного профиля в подмосковном городе Королеве, увлекла проблема производства деталей на горячештамповочном комплексе. У каждой из них определенный допуск на высоту. Чуть превысишь его, и деталь придется дорабатывать механически, что требует дополнительных затрат. Как же повысить качество продукции, не меняя оборудования? Алексею удалось разработать адаптивный алгоритм управления основными параметрами этого технологического процесса — массой и температурой заготовок, то есть стабилизировать величину деформирующей силы. Реализовал он эту систему управления в разработанной им компьютерной программе.

Анастасия Ефименко, учащаяся петрозаводского Университетского лицея, посвятила свою работу изучению краеугольного камня всей популяционной генетики — закону Харди-Вайнберга, сформулированному еще в 1908 году, и возможности его применения. Именно с его помощью ей удалось доказать, что фенилкетонурия, тяжелое наследственное заболевание обмена веществ, поражающее в первую очередь центральную нервную систему, встречается в Карелии гораздо чаще, чем в среднем по России и Европе.

Решению задач, связанных с проникновением информационных технологий во многие сферы человеческой деятельности, посвящены работы в области нейрокибернетики, искусственного интеллекта и геоинформатики, а также работы по компьютерной офтальмологии и компьютерным технологиям в современной школе.

Непростая социальная и экономическая ситуация в стране привела к появлению работ, исследующих проблемы психологии подростков-правонарушителей, агрессии в молодежной среде, «молодой» преступности в России, распространения среди молодежи СПИДа и наркомании, культуры речи современной молодежи, влияния на нее средств массовой информации, социальной реабилитации детей-инвалидов.

В работах по искусствоведению рассматриваются вопросы возрождения древнего искусства филейной вышивки, использования глины и золотого шитья в декоративно-прикладном искусстве, бионики в архитектуре, исследуются традиции казахского народного искусства, ведической культуры древних славян, культуры русских усадеб.

Работы по литературоведению и языкознанию дают нам прекрасные образцы глубокого проникновения в темы исследований: бурятские песни и тувинская поэзия, цветовая окраска гласных звуков, языческие и христианские мотивы в «Слове о полку Игореве», философские аспекты суфизма, национальный характер в русских народных сказках, внутритекстовые связи в анекдотах. Многих заинтересовало исследование ученицы одного из тульских лицеев Елены Бабаскиной, мечтающей стать врачом, «Деонтологические, медицинские и нравственные аспекты в произведениях Льва Николаевича Толстого и Александра Исаевича Солженицына». Не правда ли, такая формулировка способна произвести впечатление не только на гуманитарную душу?… Сопоставление двух произведений — «Смерть Ивана Ильича» и «Раковый корпус» — позволило Елене выявить отношение авторов к взаимоотношениям больных и лечащих их врачей, а также к медицине в целом. Хочется привести хотя бы одну цитату из этой работы: «Раковый корпус» предостерегает нас от общественной апатии, жизни по инерции, участия во лжи, ведущих как к духовным болезням всего общества, так и к физическим болезням конкретного человека, помогает выработке гражданской позиции, ответственному отношению к своей будущей профессии врача».

Пожалуй, пора подвести итог, все равно всего не перечислить. На церемонии награждения победителям были вручены дипломы и подарки, в том числе годовая подписка на журнал «Знание — сила». Впечатление от конференции цельное и единое — талантливые инженеры, ученые, искатели растут в наших школах и вузах.

Оценивая работу конференции «Шаг в будущее», ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана, профессор Игорь Борисович Федоров сказал: «Это юность нашей науки, будущее нашей России. И наш университет сделает все, чтобы это будущее состоялось».

Наталия Федотова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Как издать книгу >> Издать свою книгу в типографии в Москве Это можно сделать разными способами: Например, позвонить нам +7 (495) 225-37-10. Написать на e-mail: info@onebook.ru.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005