Методические материалы, статьи

Эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа. Составление рассказа о герое.

Герой произведения всегда в центре внимания младшего школьника, но, как уже говорилось ранее, детям трудно целостно воспринять образ-персонаж, поскольку небольшой жизненный и читательский опыт, особенности возрастного развития затрудняют адекватное понимание мотивов и последствий поступков персонажа, соотнесение размышлений, переживаний и поведения героя, определение его роли в развитии сюжета, выявление оценки персонажа другими героями и автором. Преодолению этих сложностей восприятия и помогает эвристическая беседа, в ходе которой дети наблюдают за способами изображения персонажей. Обсуждается поведение героя литературного произведения, а не живого человека. Поэтому, как и при других приемах анализа, вопросы направлены на осмысление элементов художественной формы — в данном случае на осмысление способов изображения персонажа. Поняв, как и почему именно так изображен герой, читатель сможет воссоздать его целостный образ. Эвристическая беседа обращена, в первую очередь, к логическому осмыслению связей между отдельными элементами текста, но она будет успешной, только если затронет читательское воображение и вызовет эмоциональное сопереживание.

Рассмотрим использование этого приема на материале рассказа Ю. Яковлева «Багульник», указав, на какой из способов изображения персонажа направлена серия вопросов.

Имя героя. В начале рассказа, называя героя, автор использует местоимение «он». Когда он впервые называет Косту по имени? Почему именно в этот момент? Почему героя зовут Коста, а не Костя?

Портрет (или отсутствие описания внешности). Точка зрения, с которой описывается герой. Узнаем ли мы, как выглядел Коста? Что важнее для автора — описать черты лица или передать впечатление, которое производил на окружающих герой? С чьей точки зрения описан Коста в начале рассказа? Какое отношение вызывал он у учительницы и у одноклассников? Чем оно было вызвано?

Поступок. Какой поступок Косты вызвал интерес к нему? Чем было необычно его поведение?

Речевая характеристика. Автор называет Косту молчальником. Герой говорит редко и мало. Тем значимее его слова. Какова первая реплика героя в рассказе? Как он ее произносит? Как это его характеризует?

Рассказы о герое других персонажей. Умолчание. Создание интриги. Зачем приводятся рассказы одноклассников про Косту? Почему эти рассказы столь противоречивы? Почему автор не спешит раскрывать секрет?

Сопоставление персонажей, обнаружение близости их душевного склада. Почему автор называет учительницу Женечкой? Зачем, описывая внешность Женечки, он сравнивает ее с лошадкой? Почему именно Женечке удалось раскрыть тайну Косты?

Поведение героя. Его отношения с другими персонажами. Как и почему менялось отношение Женечки к своему ученику? Почему Женечка, узнав тайну мальчика, молча шла за Костой? Когда и почему она все-таки заговорила с ним? Почему Коста не удивился, увидев учительницу? Почему, когда на следующий день Коста заснул на уроке, Женечка не стала его будить? Как вы думаете, что она рассказала ребятам?

Связь образа персонажа с названием и идеей рассказа. Почему рассказ называется «Багульник»? Зачем нужен автору эпизод, рассказывающий о том, сак расцвели веточки багульника, похожие на обычный веник? Какую проблему ставит автор, рассказывая о Косте?

Выбор того или иного приема анализа часто бывает подсказан самим текстом произведения. Так, в конце рассказа «Багульник» Женечка говорит классу: «Вы знаете, почему он уснул? ... Я вам расскажу... Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших... Им надо помогать...» Рассказ учительницы не случайно пестрит многоточиями. Можно предположить, что Женечка должна была рассказать о Косте более подробно, иначе ребятам трудно было бы понять его, и предложить ученикам составить такой рассказ о Косте, в котором раскрывался бы его характер, его душевные качества. Рассказ о герое не должен превращаться ни в пересказ текста, ни в заполнение «анкеты»: как зовут, как выглядит, что делал... Смысл составления рассказа о герое в том, чтобы собрать воедино читательские впечатления, научить детей монологическому оценочному высказыванию, побудить использовать в собственной речи те приемы изображения персонажа, с которыми школьники познакомились в ходе анализа рассказа. Составить рассказ о персонаже помогут следующие вопросы: Каким Коста казался окружающим, и каким был на самом деле? Почему он гулял с сеттером? С таксой? С боксером? Почему приходил на пляж? Почему он никому не рассказывал о том, чем занимался? Почему автор назвал рассказ «Багульник»?

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Интенсивный курс английского языка Его особенностью является увлекательная манера подачи языкового материала, что поможет детям не только овладеть базовыми навыками общения, но и узнать о культуре и особенностях страны изучаемого языка. Школа английского языка в Красноярске Start Up так же предлагает подготовку к ЕГЭ. . . . . Читать полностью.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005