Формирование орфографической зоркости первоклассников. Часть 1.
Основные задачи пропедевтики орфографического навыка в период обучения грамоте связаны с организацией орфографической пятиминутки на каждом уроке. Вслед за узнаванием звука и знакомством с обозначаемой его буквой проводится звуковой или звуко-буквенный анализ, и уже в двусложных словах появляется возможность познакомить детей с признаками орфограмм (или, как мы их называем, «ловушек»).
Фонематический слух, который мы формируем звуковым и звуко-буквенным анализом слов, необходим как для успешного обучения грамоте, так и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции. Все это требует весьма развитого слухового аппарата. Однако, как показывает практика, типичными ошибками при обучении грамоте в I классе сегодня являются пропуск букв, недописывание и искажение слов. Кроме того, часть первоклассников испытывает определенные трудности в постановке ударения, в выделении гласных и(или) согласных звуков. Причинами этого является недостаточно глубокая работа на уроках по звуко-буквенному анализу и недостаточное использование учителем разнообразных упражнений слухового и практического характера в период обучения грамоте. И напротив, использование звукового анализа слова как метода позволяет подготовить прочную основу для формирования орфографического навыка во II-IV классах.
Существенную роль в обучении грамотному письму играет начало обучения в школе, когда все внимание учителя и детей обращено к чтению, а орфографические задачи еще не ставятся перед учениками, но для учителя становятся определяющими при подготовке к уроку. «Огромную роль играет при этом выбор метода обучения, который вводится в школьную практику под знаком облегчения обучения чтению. Он должен оцениваться и по орфографическому критерию, т.е. по тому, создает ли он предпосылки для обучения школьников правописанию». Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению обладает огромным достоинством, важным для обучения орфографии: первоочередное внимание к звуковому составу слова вырабатывает у школьника привычку различать звучащее и написанное слово. С первых шагов обучения первоклассник усваивает, что письмо — это обозначение речи с помощью знаков, букв. Чтобы овладеть умением прочитать написанное, а также самому записать ту или иную мысль, надо усвоить систему обозначения звуков буквами. Следовательно, необходима система постоянных сопоставлений звука с буквой и слоговых упражнений.
В современных букварях и азбуках значительно увеличено количество слов, предложений в текстах, где имеются фонемы в слабых позициях, способствующие раннему усвоению правил орфографии. Например, в загадке «Ела-ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб» звонкие согласные в конце слова при произношении оглушаются, на что мы обязательно обращаем внимание детей. Вводятся слова, написание которых надо запомнить: «Коровы сыты», «Пете купили пенал». В предложении Лиса ловила ворон в каждом слове есть гласные в слабых позициях, проверяемые безударные гласные в корне. Уже в первых предложениях (Маша у сосны) встречаются расхождения в звуковом и графическом облике слов, что позволяет начать пропедевтику орфографии с первых уроков грамоты. У детей с первых школьных дней формируется понимание фонематической природы русской графики: буквами обозначается не звук в его многочисленных вариантах, а фонема: одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях (хотя само понятие и формируется, термин «фонема» не вводится).
Все орфографические затруднения при письме у младших школьников можно выразить в трех основных положениях, отражающих слабую позицию фонемы:
- для гласных это позиция без ударения, в которой звук изменяется (редуцируется частично или полностью);
- для согласных это позиция конца слова (когда все звонкие оглушаются) и позиция стечения согласных, когда они ассимилируются друг под друга (озвончаются, или оглушаются, или совсем пропадают).
Технология выполнения орфографических упражнений имеет следующий порядок: фонетико-орфографический разбор, по его следам печатание с пропуском орфограмм, списывание по прописям или с доски письменными буквами, письмо под диктовку с узнаванием «ловушек» и объяснением выбора соответствующей буквы, самопроверка (вставка печатных букв в пропуски; сверка списанного с образцом и т.п.).