Методические материалы, статьи

Формирование орфографической зоркости первоклассников. Часть 1.

Основные задачи пропедевтики орфографического навыка в период обучения грамоте связаны с организацией орфографической пятиминутки на каждом уроке. Вслед за узнаванием звука и знакомством с обозначаемой его буквой проводится звуковой или звуко-буквенный анализ, и уже в двусложных словах появляется возможность познакомить детей с признаками орфограмм (или, как мы их называем, «ловушек»).

Фонематический слух, который мы формируем звуковым и звуко-буквенным анализом слов, необходим как для успешного обучения грамоте, так и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции. Все это требует весьма развитого слухового аппарата. Однако, как показывает практика, типичными ошибками при обучении грамоте в I классе сегодня являются пропуск букв, недописывание и искажение слов. Кроме того, часть первоклассников испытывает определенные трудности в постановке ударения, в выделении гласных и(или) согласных звуков. Причинами этого является недостаточно глубокая работа на уроках по звуко-буквенному анализу и недостаточное использование учителем разнообразных упражнений слухового и практического характера в период обучения грамоте. И напротив, использование звукового анализа слова как метода позволяет подготовить прочную основу для формирования орфографического навыка во II-IV классах.

Существенную роль в обучении грамотному письму играет начало обучения в школе, когда все внимание учителя и детей обращено к чтению, а орфографические задачи еще не ставятся перед учениками, но для учителя становятся определяющими при подготовке к уроку. «Огромную роль играет при этом выбор метода обучения, который вводится в школьную практику под знаком облегчения обучения чтению. Он должен оцениваться и по орфографическому критерию, т.е. по тому, создает ли он предпосылки для обучения школьников правописанию». Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению обладает огромным достоинством, важным для обучения орфографии: первоочередное внимание к звуковому составу слова вырабатывает у школьника привычку различать звучащее и написанное слово. С первых шагов обучения первоклассник усваивает, что письмо — это обозначение речи с помощью знаков, букв. Чтобы овладеть умением прочитать написанное, а также самому записать ту или иную мысль, надо усвоить систему обозначения звуков буквами. Следовательно, необходима система постоянных сопоставлений звука с буквой и слоговых упражнений.

В современных букварях и азбуках значительно увеличено количество слов, предложений в текстах, где имеются фонемы в слабых позициях, способствующие раннему усвоению правил орфографии. Например, в загадке «Ела-ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб» звонкие согласные в конце слова при произношении оглушаются, на что мы обязательно обращаем внимание детей. Вводятся слова, написание которых надо запомнить: «Коровы сыты», «Пете купили пенал». В предложении Лиса ловила ворон в каждом слове есть гласные в слабых позициях, проверяемые безударные гласные в корне. Уже в первых предложениях (Маша у сосны) встречаются расхождения в звуковом и графическом облике слов, что позволяет начать пропедевтику орфографии с первых уроков грамоты. У детей с первых школьных дней формируется понимание фонематической природы русской графики: буквами обозначается не звук в его многочисленных вариантах, а фонема: одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях (хотя само понятие и формируется, термин «фонема» не вводится).

Все орфографические затруднения при письме у младших школьников можно выразить в трех основных положениях, отражающих слабую позицию фонемы:

  • для гласных это позиция без ударения, в которой звук изменяется (редуцируется частично или полностью);
  • для согласных это позиция конца слова (когда все звонкие оглушаются) и позиция стечения согласных, когда они ассимилируются друг под друга (озвончаются, или оглушаются, или совсем пропадают).

Технология выполнения орфографических упражнений имеет следующий порядок: фонетико-орфографический разбор, по его следам печатание с пропуском орфограмм, списывание по прописям или с доски письменными буквами, письмо под диктовку с узнаванием «ловушек» и объяснением выбора соответствующей буквы, самопроверка (вставка печатных букв в пропуски; сверка списанного с образцом и т.п.).

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Страйкбольный Магазин в Екатеринбурге Лоадер 470 шаров 350руб. Купить. Подсумок ИПП Альфа Стич Профи олива/марпат* 850руб.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005