Формирование орфографической зоркости первоклассников. Часть 4.
С. Н. Лысенкова подчеркивает, что предупредить ошибку — значит обеспечить ученику успех, поддержать стимул к учению. Это и является одной из важнейших целей пропедевтики орфографии на уроках обучения грамоте.
В процессе изучения и обобщения сведений из научной и методической литературы, в которой представлены разные методы звукового анализа слов, в результате наблюдений над приемами и методами работы в практике школы, мы составили алгоритм единого слого-звуко-буквенного анализа слова в целях формирования орфографической зоркости.
1. Выделение анализируемого слова из речевого потока, отчетливое его произнесение учителем и всем классом, при произнесении внимательное слушание себя.
2. Выяснение количества слогов в слове в ходе произнесения слова по слогам. Количество слогов отображается на доске и на партах учащихся, где они начинают составлять схему слова; для этого возможно использование вырезанных из бумаги черных полосок, которые располагаются вертикально как границы слогов.
3. Нахождение ударного слога входе слитного, выразительного произнесения слова. Над ударным слогом ученики кладут на партах наклонные полоски бумаги, а учитель или вызванный к доске ученик чертит мелом знак ударения над ударным слогом.
4. Работа со слогами. Выяснение структуры слога:
а) если слог не является слиянием, то все звуки слога произносятся и характеризуются по очереди. Для гласных надо объяснить, почему они гласные. Для согласных — объяснить, почему эти звуки согласные, какие по звонкости-глухости, твердости — мягкости (объяснить влиянием последующего гласного). Слог, в составе которого нет слияния, на схеме изображается последовательно, соответственно звуковой структуре, выставленными квадратиками: красный — гласный звук, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный;
б) если слог является слиянием или в его составе есть слияние, то анализ проводится иначе. Сначала объясняется, почему это слияние (согласный + гласный). Затем в составе слияния анализируется каждый звук. Согласный как твердый или мягкий, звонкий или глухой и гласный звук. На схеме слияние обозначается прямоугольником сине-красного (твердый согласный + гласный) или зелено-красного (мягкий согласный + гласный) цвета.
5. Составление слога из букв разрезной азбуки, опираясь на слого-звуковую схему. Первичным в этой работе является звук: называется звук и подбирается обозначающая его буква.
6. Сравнение количества звуков и букв, выяснение причин разного количества букв и звуков. Это важно для повторения положения о том, что не все звуки обозначаются соответствующими буквами, и есть «беззвучные» буквы, для закрепления знаний о различиях звуков и букв, повторения принятых норм орфоэпии и орфографии.
Такой вариант проведения анализа звучащего слова является наиболее эффективным, все полезные приемы слогового, звукового и буквенного анализа здесь учтены максимально полно. На уроках обучения грамоте звуковой анализ слов является важнейшим условием формирования орфографической зоркости. Фонематический слух, развиваемый регулярно, в дальнейшем служит базой для развития и совершенствования орфографической зоркости.
Изучение элементарных орфографических правил — традиционного написания в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-шу, чк-нч-чн— приходится на I класс, но уже после периода обучения грамоте, когда обобщаются полученные знания и закрепляются умения переводить звуки в буквы и наоборот. Фонематический подход к изучению русской графики способствует углублению понимания закономерностей русского письма и служит эффективной пропедевтикой всего курса русского языка в начальных классах.